Социальная политика Хрущева

Социальная политика Хрущева. Несмотря на все недостатки, экономическая политика по Н.С. Хрущева имела четко выраженную социальную направленность. Уже летом 1953 г. в стране начал осуществляться комплекс мероприятий, ориентированный на повышение благосостояния народа. Прежде произошло повышение заработной платы. С января 1957 г. был повышен минимальный размер зарплаты для рабочих и служащих, которые были заняты в промышленности, строительстве, предприятиях транспорта и связи. В результате заработная плата низкооплачиваемых групп трудящихся выросла на одну треть. В том же году были снижены налоги для рабочих и служащих, установленный минимум зарплаты, который не облагался налогом. Одновременно были отменены обязательные внутренние государственные займы, которые ранее составляли не меньше месячной зарплаты.

В 1960-1962 гг состоялось упорядочение зарплаты. В стране была введена всеобщая система ставок и окладов для всех отраслей, производств и категорий рабочего персонала. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам образования, здравоохранения, торговли и некоторым другим категориям. К концу 1960 г. рабочие и служащие перешли на семи-и шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составляла около сорока часов. Вводилась денежная форма оплаты труда в колхозах. Однако принятые меры имели ярко выраженный уравнительный характер.

Доминирующее рост минимальной зарплаты привело к сокращению разницы между минимальной и максимальной зарплатой трудящихся, к нивелированию оплаты труда. Это обусловило снижение творческой активности людей, породило апатию и безынициативность, что сказалось не только на эффективности работы, но и на нравственном развитии личности. В 1956 г. в СССР был принят пенсионный закон, который на тот момент был одним из лучших в мире. Он устанавливал низкий в то время возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин (60 и 55 лет соответственно).

Установлена ??верхняя граница государственной пенсии в 120 руб сначала в 1,6 раза превышала уровень средней зарплаты. В последующие годы заработная плата увеличилась (за 1956 - 1970 гг - в 1,7 раза), повысился минимальный размер пенсии, а шкала исчисления пенсии была построена по принципу: чем больше заработок, тем ниже процентная норма. В результате в этой сфере также стали формироваться уравнительные тенденции. Почти в одинаковом материальном положении оказались высококвалифицированные и малоквалифицированные рабочие.

Пенсионный закон 1956 г. не учитывал интересов крестьянства. Обеспечение колхозников пожилых и нетрудоспособных осуществлялось за счет средств колхозов. Лишь 15 июля 1964 г. был принят закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, согласно которому впервые в истории советского села устанавливалась государственная система социального обеспечения колхозников. Пенсии по возрасту на селе стали получать мужчины в возрасте 65 лет, а женщины - в 60. Выплаты осуществлялись из центрального фонда, созданного за счет отчислений от колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. Сумма ежегодной пенсии колхозников колебалась от 12 до 15 руб.

С февраля 1958 колхозникам постепенно начали выдавать паспорта. В этот период приостановилась бегство людей из села, наблюдался прирост сельского населения. Процесс унификации паспортного режима в городе и деревне продолжался до 1974 г.

Существенные изменения произошли и в обеспечении населения жильем. Жилой фонд города с 1955 г. до 1964 г. увеличился на 80%. В начале 1960-х гг страна строила ежегодно 2 млн квартир, то есть 100-110 млн квадратных метров за счет всех источников финансирования. За период хрущевского десятилетия 54 млн человек получили жилье, причем не комнаты в коммуналках, а отдельные квартиры. Улучшились жилищно-бытовые условия людей также за счет теплофикации и газификации домов.

В 1960-е годы выполнялась программа здравоохранения: усиливалась ее материальная база, увеличилось производство медикаментов, совершенствовалась система подготовки кадров. Смертность населения в начале 60-х годов была относительно невысокой - 6,7 на 1 тысячу, средняя продолжительность жизни равнялась 70 годам.

В хрущевский период была существенно укреплена материальная база науки, образования и культуры. Согласно переписи населения 1959 г. высшее, среднее и неполное среднее образование имели 43% населения. В сентябре 1956 г. были отменены все виды платы за обучение в школах и вузах. Впрочем, для молодежи стала характерной преимущественная ориентация на высшее образование и потеря интереса к рабочим профессиям. В связи с этим в 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». Вместо семилетней школы была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь теперь получала, окончив профтехучилище (ПТУ), техникум, вечернее (заочную) школу рабочей молодежи или проучившись три года в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе «с производственным обучением». Для тех, кто желал продолжить обучение в высшем учебном заведении, вводился обязательный трудовой стаж. Осенью 1963 г. было признано, что школьная реформа 1958-1964 гг не удалась, и с 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

Попытка открыть дорогу в высшие учебные заведения преимущественно молодежи с производства привели к развитию системы вечернего и заочного обучения. Этому же способствовали и новые правила приема в высшие учебные заведения 1957 г., которые предоставляли льготы демобилизованным из армии и абитуриентам с двухлетним трудовым стажем. В середине 1960-х годов льготники среди студентов составляли 70%, что негативно сказалось на уровне подготовки специалистов и привело к девальвации высшего образования.

Комплекс мероприятий по улучшению материального положения основных групп населения способствовал увеличению их доходов. Но повышение цен в начале 1960-х годов и снижение тарифных расценок в условиях ухудшения экономической ситуации в стране не позволили обеспечить существенного роста благосостояния населения.