Реформы Хрущева в промышленности

Реформы Хрущева в промышленности. Курс Г.М. Маленкова на социальную переориентацию экономики, предложенный в 1953 г ., был приговорен партией и ее Первым секретарем на январском пленуме 1955 г. В докладе Н.С. Хрущева он был назван пережитком «враждебных ленинизму взглядов, которые в свое время пропагандировали Рыков, Бухарин и другие».

При М.С. Хрущеве промышленность развивалась традиционно для советской экономики: ускоренные темпы роста планировались для отраслей группы «А», в начале 1960-х годов их доля в общем объеме промышленной продукции составила 75%. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР в этот период превышали 10%, а обеспечивалось это исключительно благодаря жестким методам командной экономики.

Научно-техническая революция (НТР), которая развернулась в 1950-е годы во всем мире, побудила руководство СССР искать новые подходы к повышению эффективности производства на базе широкого использования науки и техники. В середине 1950-х годов был принят ряд мер, которые показали, что в стране начался целенаправленный поиск возможностей для использования достижений НТР. Так, в мае 1955 г. в Москве состоялась всесоюзная совещание работников промышленности, на котором рассматривался вопрос осуществления крупномасштабного технического перевооружения народного хозяйства. Тогда же было принято постановление ЦК и Совета Министров СССР «Об улучшении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники». В июле 1955 г. вопрос НТР впервые в истории партии специально рассматривались на пленуме ЦК КПСС, который наметил программу мероприятий по повышению эффективности промышленного производства. Согласно решениям ХХ и XXI съездов КПСС в стране резко активизировался процесс научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ.

Однако существенных результатов использования НТС удалось достичь только в военно-промышленной и смежных с ней областях. 4 октября 1957 в СССР был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетела первая человек - гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин.

Несмотря на признаки изменений в экономической политике СССР, они не имели революционного характера. Система экономических отношений, как и раньше, характеризовалась ярко выраженным диктатом центральных органов, что существенно ограничивало возможности непосредственных производителей влиять на решение вопросов ускорения технического прогресса, а также преимуществом административных рычагов над материальными стимулами. В 1955 г. до почти пяти десятков министерств был добавлен еще один орган специализированного руководства - Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике (Держтехника СССР). С мая 1957 актуальными научно-техническими проблемами стал заниматься созданный на базе Держтехникы СССР Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР. Но попытки изменить экономические порядки, сложившиеся в 1930-х-1940-х годах, в основном имели организационно-технический характер. Общие принципы директивного управления оставались неизменными.

Одной из реорганизаций была проведена в 1957 г. перестройка управления промышленностью и строительством. Отраслевой принцип управления был заменен территориальный. По предложению М.С. Хрущева вместо отраслевых министерств в центре было создано совета народного хозяйства (совнархозы) на местах. Всего было ликвидировано 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Сначала совнархозы дали определенный положительный эффект: в рамках экономических районов расширились возможности специализации и кооперирования, улучшилась организация материально-технического снабжения. Однако вскоре начался спад в их деятельности, регионы стали замыкаться в себе. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили аналогичную опеку со стороны совнархозов.

М.С. Хрущев остро ощущал необходимость демонтажа сверхцентрализованной системы управления. Удар по министерствам, критика которых была в стране устойчивый характер, был импульсивным шагом М.С. Хрущева, который объективно имел целью ослабления диктата центра и внесение элементов демократизма в системе управления народным хозяйством. Но поскольку совнархозы рассматривались как элементы той самой директивной системы, которая не подвергалась сомнению, то подобная реформа управления не могла внести каких-либо существенных изменений в экономике и была обречена на провал.

Децентрализация системы управления безусловно была мотивирована и необходимостью ослабления политических позиций правительства - Совета Министров СССР - главного конкурента партийного аппарата. Во время существования этой системы управления (1957-1965 гг) начала быстро расти новая властная сила - местная партийно-хозяйственная элита, которая сыграла важную роль в дальнейшей судьбе советского государства.

Для М.С. Хрущева был характерен расчет на эффект организационных перестроек, что свидетельствовало о явной недооценке экономических методов хозяйствования. Апогеем такого подхода стала его инициатива о перестройке партийных и советских органов по производственному признаку в 1962 г. Партийные, а вслед за ними советские, профсоюзные, комсомольские органы были разделены на промышленные и сельские. М.С. Хрущев считал, что приближение руководящих органов к объектам управления может изменить ситуацию в народном хозяйстве к лучшему. Однако появление сельскохозяйственных и промышленных райкомов и обкомов вызвала только отрицательные последствия, привела к бессмысленному раздувание партийного аппарата.

В целом же мероприятия по совершенствованию системы управления, которые проводились в СССР в конце 1950-х-начале 1960-х годов, были логическим продолжением курса на демократизацию, начатого ХХ съездом КПСС, но отличались такой же непоследовательностью, как и в политической сфере общества. Основные формы и методы хозяйствования не были реформированы, а частичное совершенствование отдельных элементов хозяйственного механизма не могло дать необходимого эффекта.