Ограниченность программы демократизации

Ограниченность программы демократизации. Однако в партийно-государственных документах, выданных после ХХ съезда КПСС , не было даже намека на то, что их авторы имеют целью подготовить всестороннюю программу демократизации страны.

Главные усилия М.С. Хрущева были направлены на преодоление сталинской диктатуры. Речь не шла о развертывании демократических процессов, адекватных настоящим потребностям общества. Для М.С. Хрущева демократия всегда была предметом манипулирования, который в определенный период можно использовать, как это было в период развертывания массовой критики культа личности, а в нужный момент изъять из употребления. Такой подход к демократии ставил политическое руководство страны вне критики, лишал их возможности правильно оценить собственные действия.

В целом политический режим с М.С. Хрущева является тираническим, каким был за И.В.Сталина, но основы тоталитарной системы сохранились. Неизменными остались строго иерархическое построение органов власти, секретные инструкции относительно пополнения номенклатурных кадров и порядка ведения дел. Продолжал действовать порядок, который ставил политические органы выше закона, оставалась свернутой гласность. В политической системе, которая пришла на смену сталинской, управления, как и ранее, базировалось на указаниях и директивах, спускавшихся сверху, а реальная власть концентрировалась не в руках представительных органов власти, а в руках партийно-государственной номенклатуры.

Политические репрессии в послесталинские эпоху также не исчезли полностью, но общий масштаб их использования как средства решения политических задач и поддержания политической стабильности сократился во много раз. Репрессии стали применяться не в массовом порядке, а выборочно, и главным образом против тех, кто в определенной форме выступал за радикальное переустройство общества, против нарушения прав человека, за свободу творчества и самовыражения. Органы внутренних дел и государственной безопасности продолжали оставаться вне контроля со стороны широкой общественности и даже Верховного Совета СССР. Все это свидетельствовало о сохранении основ тоталитаризма и ограничения демократии.

В вопросах, связанных с перспективами общественного развития, сохранялись стереотипные представления 1930-1940-х гг Построение коммунистического общества была объявлена ??непосредственным практическим задачам, что отражало представление о социализме как относительно непродолжительный период, которые существовали на протяжении предыдущих десятилетий. Новая программа КПСС, принятая ХХII съездом КПСС в октябре 1961 г., предусматривала создание в течение ближайших 20-ти лет материально-технической базы коммунистического общества в СССР.

Уже в 1970 г. намечалось в 2,5 раза увеличить объем промышленного производства в 2 раза поднять производительность труда, в 3 раза - энерговооруженность, и за одно десятилетие превзойти США в производстве промышленной продукции на душу населения. В программе построения коммунизма говорилось комплексную механизацию и автоматизацию, ликвидации тяжелого физического труда, всемерное использование достижений НТР. Партийная программа обязывала коммунистов бороться за достижение в интересах общества "наибольших результатов при наименьших затратах», т.е. речь шла о курс на интенсификацию производства. Однако ни показателя в окреслении сроки достичь не удалось.

Не соответствовали уровню развития советского общества и выводы ХХI и XXII съездов КПСС о переходе к общенародного государства, о стирании классовых границ и различий между формами собственности. Но партийное руководство не осознавало утопичности программы ускоренного строительства коммунизма.