Реформы в начале правления Александра Первого

Александр ПервыйАлександру I (1801-1825 гг.) было 23 года, когда он вступил на престол. Современники отмечали противоречивый характер молодого императора. Образованность, природное обаяние, упорство причудливо уживались в его сложной натуре с лицемерием, упрямством и леностью, часто доходившей до апатии. С самого детства наследника престола воспитывала бабушка Екатерина II, откровенно презиравшая его родителей (Павла I и Марию Федоровну), которые в свою очередь люто ненавидели императрицу. Учителем Александра Екатерина II назначила республиканца Ф. Лагарпа, привившего своему подопечному идеи европейского Просвещения. Колоссальным психологическим ударом для наследника стал заговор и убийство императора Павла I (11. 03. 1801 г.). В течение всей последующей жизни Александра I будет тяготить осознание своей причастности к этому страшному преступлению.

Александр I не смог выработать и реализовать единую внутриполитическую стратегию. В этом смысле его царствование делится на два периода. Если в первой половине правления (1801 — 1811 гг.) очевидно преобладали реформаторские настроения и мероприятия, то после Отечественной войны 1812 г. постепенно набирали силу консервативные тенденции.

В первом же своем обращении к народу (12. 03. 1801 г.) Александр I объявил, что будет править «по закону и сердцу бабки нашей Екатерины Великой». Слово он сдержал. Были отменены некоторые указы Павла I, восстановлено право выезда за границу, из ссылки возвращены 12 тысяч опальных офицеров, чиновников и вельмож, подтверждена «Жалованная грамота дворянству», упразднена зловещая Тайная экспедиция. Постепенно от двора были удалены организаторы и участники «заговора 11 марта».

Достаточного опыта государственного управления у нового императора еще не было, и он, не желая опираться на павловских или екатерининских вельмож, собрал вокруг себя неофициальный кружок «молодых друзей», получивший вскоре название Негласного комитета. Этот комитет (князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев) сыграл определяющую роль в либеральных преобразованиях 1801 — 1803 гг. «Молодые друзья» активно поддерживали стремление Александра I обновить систему управления страной, облегчить положение крестьян и т. д. При этом они так энергично принялись за реформаторскую деятельность, что консервативные дворяне и чиновники часто называли Негласный комитет «якобинской шайкой».

Летом 1801 г. «молодые друзья» разрабатывали «Жалованную грамоту российскому народу», которая должна была гарантировать неприкосновенность личности, а также свободу слова и совести. Однако в последний момент император отверг этот, по сути, конституционный проект.

5 июня 1801 г. началась реформа центрального государственного аппарата. Сначала были возвращены все права и привилегии Сената, а 8 сентября 1802 г. опубликован особый указ, в котором заявлено, что «власть Сената ограничивается единою властью императорского величества». Сенат получал право представлять замечания на высочайшие указы, то есть участвовать в законотворчестве. Состоял он из департаментов, в каждый из которых входило несколько сенаторов, во главе департамента стоял обер-прокурор, общее руководство Сенатом осуществлял генерал-прокурор, одновременно занимающий должность министра юстиции.

8 сентября 1802 г. издан манифест Александра I «Об учреждении министерств». Созданные Петром I коллегии заменялись министерствами. Поначалу их было восемь: внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, военное, морское, коммерции и народного просвещения. Позже появились министерство путей сообщения, министерство государственных имуществ и др. В отличие от коллегий, министерства являлись полностью бюрократическими учреждениями, то есть основывались на принципах единоначалия и прямой ответственности перед государем. При каждом министре состоял совет «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения», однако юридической силы постановления совета не имели и носили рекомендательный характер. Министерства также делились на департаменты, состоявшие, в свою очередь, из отделений и столов. Важную роль играли министерские канцелярии, которые решали вопросы сношений с другими ведомствами, распределения задач по департаментам и т. д.

В 1802 г. для координации деятельности министерств, решения общих проблем и рассмотрения законопроектов был создан Комитет министров, который в совокупности с учрежденным в 1810 г. Государственным Советом сформировал высший законосовещательный орган при императоре.

12 декабря 1801 г. издан указ, в соответствии с которым государственные крестьяне, купцы и мещане получали право покупать незаселенные земли, что создавало почву для развития предпринимательской деятельности. В это же время опубликован царский манифест о всяческом поощрении и выдаче привилегий изобретателям.

Что касается решения крестьянского вопроса, то в 1803 г. вышел указ “о вольных хлебопашцах”, предусматривавший право помещиков отпускать крепостных на волю с наделом земли за выкуп. Правда, указ носил рекомендательный характер, а из-за кабальных условий выкупа к 1825 г. им смогли воспользоваться только 0,5 % крепостных крестьян (47 тыс.). В 1804-1806 гг. было ограничено, а в 1816-1819 гг. — отменено крепостное право в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, где крестьяне получили личную свободу, но без земли.

В конце 1803 г. Негласный комитет фактически прекратил свою деятельность. Император получил необходимый опыт государственного управления, к тому же у него появился новый талантливый советник М.М. Сперанский, с помощью которого Александр I продолжил реформы.