Архитектура Руси в 17 веке

 

Архитектура Руси в 17 векеДля культуры XVII в. характерен процесс обмирщения. В архитектуре происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы.

Появилось большое количество каменных общественных зданий: Печатный и Монетный дворы, а также частные владения: палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова. Активное строительство началось в 20-е годы, в Москве даже был создан Приказ каменных дел, объединявший лучших мастеров.

Нарядное шатровое строительство (шатер над Спасской башней Московского Кремля, церковь Рождества в Путинках) было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. Образцом он провозгласил храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатровый стиль не исчез, его широко использовали вдали от Москвы.

Здания XVII столетия отличались изобилием декоративности, мелких деталей, рельефных многоцветных украшений: изразцов и узоров из резного камня и кирпича («каменное узорочье»). В этом стиле выдержаны Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты бояр, церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле. В 40-70 гг. зародился новый стиль - московское, или нарышкинское барокко, характерными чертами которого стали симметрия, многоярусность, резьба по белому камню, сочетание белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л.К.Нарышкина).

Великолепным образцом деревянного зодчества являлся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, созданный мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым.