Раскол русской православной церкви. Протопоп Аввакум Петров

Аввакум ПетровРеформаторская деятельность патриарха Никона вызвала неоднозначную реакцию в русском обществе. Часть духовенства и мирян восприняли ее как поругание древнего благочестия и начали сопротивление «никонианской ереси». Произошел раскол Русской православной церкви. Противников религиозных нововведений власть называла «раскольниками», а сами они говорили про себя «староверы» или «старообрядцы».

Логика сторонников старых обрядов была проста. Принятие реформы, по их мнению, означало фактический отказ от веры отцов и дедов. Выходило, что митрополиты Петр и Филипп, Сергий Радонежский, Андрей Рублев и др. исповедовали неправильное, «ущербное» православие.

Как известно, церковные преобразования были санкционированы (и даже инициированы) государственной властью. Староверы противопоставляли себя не только патриарху, но и царю. Поэтому религиозный характер старообрядчества с самого начала дополнялся социально-политическим подтекстом. Объективно, церковная реформа стала своеобразной проверкой на лояльность режиму. Неслучайно светская власть постоянно преследовала раскольников.

В раскол уходили люди, принадлежавшие ко всем слоям русского общества. Старобрядчество породило целый сонм героев-мучеников: боярыня Ф.П. Морозова, епископы Корнилий Выговский и Павел Коломенский, протопопы Логгин, Даниил, Иван Неронов и др. Однако самым известным духовным лидером старообрядцев стал протопоп храма в г. Юрьевце-Повольском  Аввакум Петрович Кондратьев (Аввакум Петров). Примечательно, что Аввакум был одним из самых активных членов кружка «ревнителей древнего благочестия». Он с самого начала стал пламенным обличителем никонианских реформ. Уже в 1653 г. его сослали в Тобольск, затем — в Даурию. В 1661 г. по ходатайству московских друзей и из-за личного расположения царя Алексея Михайловича Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Но мятежный протопоп продолжал борьбу с «никоновой лжою». За это его, как и многих раскольников, отправили в г. Пустозерск.

В 1666 г. собрался Великий церковный собор с участием вселенских патриархов, который осудил и проклял староверов. Некоторые (И. Неронов) испугались и отреклись, Аввакум же сохранял свою веру. В Пустозерске протопопа заключили в земляную тюрьму, но и там он писал челобития царю и письма соратникам. В апреле 1682 г. Аввакум Петров был сожжен в срубе вместе с другими мучениками: Лазарем, Федором и Епифанием.

Верность старой вере проявили и монахи Соловецкой обители. С 1668 по 1676 гг. они выдерживали осаду своего монастыря, не пуская к себе проповедников новых обрядов, царских чиновников и войска. Только предательство инока Феоктиста позволило воеводе И. Мещеринову захватить обитель. Вся братия была жестоко казнена.

Скрываясь от преследований со стороны властей, раскольники уходили в леса — на север, в Сибирь, где основывали свои поселения, часто называемые скитами.