Первая религиозная реформа Владимира

Владимир ВеликийВладимир I Святославович (980 — 1015 гг.) во время своего правления всячески пытался укрепить великокняжескую власть. Объединяя земли и подчиняя племена (волынян, вятичей, радимичей, белых хорватов), он стремился создать сильное государство с единым правителем. И как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Разрозненные языческие культы препятствовали объединению. С этой целью в 980 г. был реформирован славянский языческий пантеон, и на первое место среди богов выдвинулся Перун – бог грома и войны, покровитель князя и дружины. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Мокоши, Стрибога и Симаргла. Перун выделялся среди них серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовался соседними народами: византийцами, хазарами, волжскими булгарами. Именно активные международные контакты привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.

Дружина.

Первой формой организации войска у всех народов было ополчение. Однако с увеличением количества военных походов и усложнением социальной структуры общества возникает необходимость в постоянной армии. Народное ополчение постепенно отходит на второй план, а его место занимает профессиональная дружина.

В IX-Х веках Русь являлась типичным раннесредневековым государством. Князь и дружина были неразрывно связаны между собой. Авторитет князя придавал действиям дружинников легитимность (законность), а поддержка дружины, в свою очередь, обеспечивала выполнение принятых князем решений. В дружинной организации была внутренняя иерархия: «старейшую дружину» составляли бояре, участвовавшие в совещаниях с князем («думе»). В «молодшую дружину» входили отроки, детески (детские), мечники, гридни, вирники. Они собирали дань, а во время войн представляли собой основную ударную силу. Из числа дружинников назначались посадники (наместники), воеводы, тысяцкие (высшие должностные лица с военными и административными функциями). Роль княжеских и боярских управляющих выполняли огнищане и тиуны.