Правление Ярославичей. Владимир Мономах

Владимир МономахПосле смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) его старший сын Изяслав сел княжить в Киеве и Новгороде, Святослав – в Чернигове и Муромо-Рязанской земле, Всеволод – в Переяславле и Ростово-Суздальской земле, Вячеслав – в Смоленске, Игорь – во Владимире-Волынском. Несколько лет братья жили мирно, почитая Изяслава «в отца место». Однако в 1068 г. на реке Альте половцы нанесли поражение объединенным дружинам Изяслава, Святослава и Всеволода. Киевское вече потребовало у Изяслава раздать народу оружие для защиты города от кочевников. Князь ответил отказом, за что был с позором изгнан. С этого момента начинается очередная усобица. Основными ее участниками стали Изяслав, Святослав и Всеволод, претендовавшие на киевский престол. Со временем, к борьбе подключились и их сыновья. Особенно «прославился» Олег Святославович, получивший от современников прозвище Гориславич. Этот князь, оставшийся без удела, неоднократно «наводил на Русь» половцев, используя их военную силу в борьбе с родственниками. После смерти Святослава (1076 г.) и Изяслава (1078 г.) великим киевским князем стал Всеволод. Он правил с 1078 по 1093 гг., но и при его жизни, и после его смерти усобица продолжала тлеть. Ее важнейшей объективной причиной было наличие двух традиций наследования престола, ни одна из которых не была доминирующей — очередной порядок престолонаследия означал передачу престола от старшего к младшему в роду, а прямой – от отца к старшему сыну. Следует заметить, что, так как эти порядки существовали одновременно, практически любой русский князь по той или иной системе мог претендовать на Киевский престол.

В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха в Любече состоялся съезд князей. Они должны были ответить на два важнейших вопроса: как прекратить усобицы и как противостоять половцам, опустошающим русские земли. Князья утвердили прямой (династический) порядок наследования в качестве основного («кажно да держит отчину свою»), и решили организовывать совместные походы против половцев. Стоит отметить, что принятая для преодоления усобиц традиция прямого наследования способствовала, по сути, окончательному раздроблению и так уже распадающегося государства. С 1093 по 1113 гг. великим киевским князем был Святополк Изяславович. Киевляне настолько ненавидели его за корыстолюбие и жестокость, что после смерти князя в городе вспыхнуло восстание против его доверенных лиц. Собравшееся вече приняло решение пригласить на киевский престол Владимира Мономаха, известного своим миролюбием и справедливостью.

Владимир Всеволодович Мономах (со стороны матери он являлся внуком византийского императора Константина Мономаха) был великим киевским князем с 1113 г. до своей смерти в 1125 г. Время его правления и княжение в Киеве его старшего сына Мстислава Великого (1125 — 1132 гг.) считаются последним периодом могущества и единства Киевской Руси.

Владимир Мономах мог сдерживать центробежные тенденции благодаря своему непререкаемому авторитету среди других князей. Он прославился также и как законодатель — «Правду Ярославичей» он дополнил «Уставом», статьи которого облегчали положение закупов и запрещали ростовщикам брать более 20 процентов годовых. Получив от отца в правление Северо-Восточную Русь, Владимир Всеволодович много времени уделял ее обустройству — в 1108 г. основал город Владимир-на-Клязьме. Именно он был инициатором совместных походов русских князей против половцев в 1103, 1107 и 1111 гг., значительно ослабивших половецкую угрозу. Известен Владимир Мономах и своей ученостью — его перу принадлежит уникальное произведение древнерусской литературы «Поучение детям», в котором великий князь излагал политические и моральные принципы настоящего правителя.