Общественный строй восточных славян

Строй восточных славянНаходящиеся в распоряжении современных исследователей археологические, лингвистические и письменные источники позволяют утверждать, что основными формами социальной организации восточных славян в VI – VII вв. являлись  родовая община (род) и племя. Сородичи совместно трудились. Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании. С VII в. в южных районах начинается процесс разложения родовых  отношений и на смену роду приходит новая форма организации общества — соседская (территориальная) община. У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья появляется индивидуальная (семейная) запашка. В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот. Данный уровень развития производительных сил и производственных отношений традиционно определяется учеными как первобытно-общинный строй.

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). Несмотря на то, что важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, по-прежнему решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин — воинов), нарочитая чадь постепенно приобретает все большее значение.  Влияние князей опирается на дружину, со временем обретающую черты  профессиональной организации. Подобный способ устройства власти в социуме характерен для периода разложения первобытно-общинных отношений (у восточных славян – VII – IX вв.) и называется «военной демократией».

Несколько общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).  Центрами племенных союзов чаще всего являлись укрепленные грады – поселения, окруженные рвами, земляными валами, частоколами. У полян это был Киев, у словен ильменских — Новгород, у полочан — Полоцк и т. д.

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.