Народники

Народники. В период до революции 1848 г. именно молодежь во главе с «Русской троицей» выступила за пользование народным языком, и несмотря на препятствия со стороны старшего поколения не кто иной, как молодежь, стала на защиту разговорного языка в 1860-х годах. Подобно «старых русинов» много молодых западных украинских обращали взоры на восток. Но если старшее поколение пидлещувалося царю, то вдохновителем молодежи был Шевченко. Она не только восхищалась красотой, энергией и силой, которые он открыл в народном языке, но и разделяла ориентацию поэта и многих восточных украинских на народ. Поэтому этих западных украинских обычно называли народниками.

 

Кроме возрастных и идеологических различий, русофилов отличали от народников и разногласия в социальном статусе. К первым, как правило, принадлежали хорошо обеспечены церковные и светские чиновники и другие «солидные граждане», другие же преимущественно были студентами, молодыми священниками, представителями светской интеллигенции, которая рождалась. Однако не следует преувеличивать различий, разделявших эти два лагеря, которые формировались в тонком слое образованных западных украинских. Сначала споры между ними шли почти исключительно вокруг вопросов языка и литературы. В других вопросах сторонники обеих группировок имели общие ценности (и происхождения, часто священническое) и смотрели на эти споры как на разногласия между старшими и младшими членами одной семьи.

 

Однако внешние воздействия постепенно углубляли разрыв между двумя фракциями. Если русофилы знакомились с произведениями консервативных русских писателей-славянофилов, то народники жадно читали Шевченко, Кулиша и Костомарова. Эта литература сближала последних с киевскими украинофилами. Особенно после проведения антиукраинских мероприятий 1863 и 1876 гг восточно авторы стали чаще печататься в журналах галицких народников. Эти контакты утвердились после того, как Антонович, Конисский и Кулиш посетили Галицию и, как бы там не было, стали причастными к западно политики. Под влиянием либеральное настроенных восточных украинских несколько расширились интеллектуальные горизонты провинциальных и привязанных к церкви западных украинских. На начальном этапе укрепления этих отношений демократические и светские тенденции даже преобладали. Но интеллектуальный и идеологический влияние восточных украинских на западных имел свои пределы. Когда в конце 1870-х годов Драгоманов, находясь в изгнании, попытался привить им свои космополитические, социалистические и антиклерикальные мысли, его «безбожный анархизм» вызвал у них сразу. Многие народников были молодыми сельскими священниками, которые стремились расширить контакты с селом. Поэтому они порой не могли и не хотели выйти за эти стремления.

 

Согласие, зарождавшейся в среде народников, опиралась прежде всего на признании того факта, что украинский - это отдельная нация, которая проживает на пространстве от Кавказа до Карпат, и лучшим средством самовыражения которой является народная разговорная речь. Они пришли к выводу, что самый эффективный способ выделения и развития этой самобытности заключается в том, чтобы культивировать и пропагандировать украинский язык. Поэтому основным национальным вопросом для них был вопрос языка и литературы. Такой узкий подход исключал возможность ставить общественные проблемы, выступать против правительства, вообще заниматься политикой. В этом отношении народники были западно разновидностью украинофилов Российской империи. Другая общая черта заключалась в том, что народники, как и украинофилы, в отличие от русофилов не имели чужеземной поддержки. Опираясь на «собственный народ», они были (по крайней мере в теории) демократичными, чем их консервативные соперники-русофилы.

 

Почти все существующие украинские учреждения, включая прессу, находились под контролем русофилов, народники же не имели к ним широкого доступа. Единственное, что им осталось, - это создать новые. Народники основали несколько тайных кружков (так русофильские заправилы запретили семинаристам вступать в группы народников и читать их журналы), важнейшим среди которых была «Молодая Русь», образованная в 1861 г. во Львове. Эти кружки преимущественно занимались изданием журналов, целое разнообразие которых появилось в 1860-х годах. Так, в частности, «Вечерницы» (1862) популяризировали Шевченко и находились под влиянием петербургской «Основы», «Цель» (1863 - 1865) объявила своей задачей распространение знаний среди светской интеллигенции, «Нива» (1865) и «Русалка» сосредоточились на литературе, «Правда» (1867-1880) была органом, в котором часто печатали свои произведения восточные украинские, и служила чем-то вроде всеукраинского форума. За исключением «Правды», эти редактируемые неопытными молодыми энтузиастами издания имели ограниченного читателя, незначительные финансовые ресурсы и быстро исчезли.

 

Вместе с тем ряд народников разрабатывали Украинский грамматику и словари. Другой разновидностью их деятельности стал украинский театр. Основан 1868р.у Львове, он, как и в Российской Украина, превратился в особенно эффективное средство углубления национального сознания. В 1868 г. группа из почти 60 студентов во главе с Анатолем Вахнянином создали общество «Просвита», которое занималось «изучением и просвещением народа». А в 1873 г. при финансовой и моральной поддержки восточных украинских во Львове было создано уже упоминавшееся Общество им. Т. Г. Шевченко.

 

Несмотря на этот взрыв литературной и культурной деятельности, вскоре стало очевидным, что на самом деле связи народников с народом являются слабыми. Кроме осмысления этого, их заставили пересмотреть свои позиции ряд других факторов. После Эмского указа 1876 г. неожиданно стали расти контакты с более опытными восточными украинского. Драматическим доказательством политического бессилия украинской в Галиции стал 1879 год, когда, возглавляемые русофилами, они смогли послать лишь трех делегатов в сейм провинции. В 1880 г. пришли новые лидеры, принадлежащие к среде светской интеллигенции, - такие профессора и юристы, как Юлиан Романчук, Александр Огоновский и принимать Барвинские.

 

Под влиянием этих событий в народников появилось желание прислушиваться крайней мере к одному из призывов Драгоманова: «Поляки вытеснили вас из галицкого сейма: русофилы выгнали вас из ваших учреждений ... мы призываем вас отойти от политики компромиссов и взаимных обвинений, а взамен идти в народ и организовываться ». По русофилов, то Драгоманов советовал вообще не контактировать с ними. Этот совет народники взяли на вооружение. Те, кто принадлежал к русофильских заведений и студенческих клубов, вышли из них. В 1880г. они открыли ориентированную на массы газету, демонстративно назвав ее «Дело» в противовес русофильской «Слову». Того же года с целью обсуждения положения и потребностей украинского общества они созвали первое украинского массовые собрания, или вече. На него собралось около 2 тыс. человек, в том числе много крестьян. В 1885 г. был основан представительный орган - Народный Совет.