Русские революционеры и украинский вопрос

Русские революционеры и украинский вопрос. Хотя в центре внимания народников была социальная революция, в подготовке к ней они не могли пренебрегать «местными условиями», т.е. национальными особенностями разных народов империи. Ведущий идеолог народников Лавров считал национализм за побочный аспект мировой истории и выражал серьезные сомнения в его способности содействовать прогрессу человечества. Эту позицию поддерживали многие революционеры украинского происхождения, по мнению которых, было бы лучше, если бы национальные различия исчезли; пусть, мол, этот процесс окажется болезненным, только родилось новое всемирное социалистическое общество. Но пока, считали они, национальные особенности следует учитывать.

 

Ярким примером связанных с национальными особенностями проблем, возникавших у народников, был вопрос крестьянской общины. Революционеры считали, что крестьянское общинное землеводиння в России является убедительным свидетельством природной склонности русских к социализму. Поэтому они делали вывод, будто Россия может миновать капиталистическую стадию развития и прийти к социализму быстрее и непосредственнее, чем Европа. Однако эту теорию отрицала ситуация на Украине. В украинском селе распространенным было частное землевладение, и некоторые народники с отчаянием говорили о «врожденной сразу» Украинский к общине. Другие революционеры, такие как М. Стародворський с Каменец-Подольской группы, признавали, что «на Украине дело обстоит иначе. Наши люди представляют собой буржуа, потому что они проникнуты инстинктом частной собственности ». Более того, по мнению Стародворського, склонность украинских к частной собственности могла означать, что «Малороссия, вероятно, станет барьером на пути распространения социалистических идей в России».

 

Несмотря на все эти различия между народниками и украинофилами, особенно их молодым поколением, у них было много общего, что вытекало из их интереса к крестьянству. Часто, собирая этнографические материалы на селе, молодежи украинофилы устанавливали дружеские отношения с народниками, которые занимались революционной пропагандой. Многие сочетали оба дела. Даже на организационном уровне революционные группы активно сотрудничали с «молодыми» общинами. «Старые» же общины, члены которых глубоко погрузились в составление словаря украинского языка, не одобряли деятельности своих младших коллег, и это обстоятельство стало источником серьезной напряженности между двумя поколениями украинофилов.

Революционное движение привел не только к расколу среди украинофилов, но и к значительному уменьшению числа их сторонников. Динамизм, героическая романтика революционного движения все больше привлекали молодых украинских. Пристав в ряды революционеров, они занимали антинациональные позиции, порывали свои связи с украинским движением и никогда не контактировали с ним. В лучшем случае эти молодые украинские борцы за дело социального радикализма пытались сначала поднять революцию, а потом уже решать национальный вопрос. Так революционный популизм привлекал на свою сторону все больше талантливой молодежи, что привело к критическому ослаблению украинского движения.

Марксизм. Озадачены и раздражены слепой верой крестьян в царя и с разочарованием осознавая, что средний крестьянин предпочел бы скорее быть кулаком, чем бороться за социальное равенство в своем селе, много радикалов стали сомневаться в революционном потенциале крестьянства. Вследствие этого многие радикалов начинали воспринимать идеи, которые связывали надежду на революцию с новым классом - пролетариатом.

Источником этих идей был марксизм. Сравнению с туманным идеализмом народников выглядело, что марксизм с его акцентом на экономических отношениях предлагал научно достоверный метод анализа социального поведения. Он давал принципы разделения всех слоев общества на эксплуатируемых и эксплуататоров и доказывал неизбежность классовой борьбы и революции. Более того, казалось, он мог объяснить общественные отношения на протяжении всей истории человечества и в любой стране мира.

Еще одним привлекательным аспектом марксизма была его прямая связь с современностью. Говоря о приближении последней схватки между капиталом и пролетариатом, Маркс предполагал, что крупнейшая в мире революция произойдет в недалеком будущем. Победив в этой титанической борьбе, пролетариат осуществит окончательный синтез социализма. Таким образом, марксизм не только вдохновлял радикалов новым оптимизмом, но и склонял их к вере в то, что они собственными усилиями могут способствовать эпохальным событиям.

Марксистские идеи появились на Украине довольно рано, когда Зибер, которого очень уважал Маркс, в 1871 г. впервые ознакомил с ними своих студентов и коллег в Киеве. Советские ученые считают, что причиной несостоятельности Зибера пробудить заинтересованность этими идеями была его сосредоточенность лишь на экономической теории Маркса, а не на его революционном учении. Безразличие к марксистских идей, которая наблюдалась сначала, также объясняется Тем, что в то время еще не началась широкомасштабная индустриализация и пролетариат на Украине был малочисленным.

 

Заслугу знакомства интеллигенции России с марксизмом обычно приписывают Георгию Плеханову - разочарованном русских народников, который начал читать произведения Маркса во время своего изгнания в Швейцарии. В 1883 г. в Женеве он основывает первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда» и публикует в переводе на русский язык труды Маркса, нелегально распространяя их в империи.

 

Первая постоянно действующая марксистская группа в Украине под названием «Русская группа социал-демократов» возникла 1893 г. в Киеве, ее организатором был Юрий Мельников - россиянин, основал ремесленную школу, которая служила своеобразным каналом распространения марксистских идей. Другие марксистские группы появились в Харькове, Одессе и Екатеринославе. Украинский редко попадались среди этих первых марксистов, большинство которых составляли русские с большим примесью евреев и небольшим - поляков. Это и понятно, поскольку социал-демократы сосредоточивали свое внимание на неукраинском пролетариате, проблемы которого трудно понять ориентированной на крестьянство украинской интеллигенции.

В России развитие социал-демократического движения происходил медленно. Большинство членов марксистской социал-демократической партии в 1898 г. арестовали. В 1903 г. для ее восстановления пришлось созвать новый съезд. Однако вместо укрепления партии съезд привел к расколу в ее рядах, что сыграло важную роль для России и Украины. Большевики во главе с Владимиром Ульяновым (позднее известным под псевдонимом Ленин) выступили за создание дисциплинированной компактной организации профессиональных революционеров, которая стала бы авангардом пролетариата. В исторической перспективе появление Ленина и большевиков была событием огромной важности. Однако тогда она осталась незаметной для народов России. По царской жандармерии, которая была хорошо осведомлена о деятельности социал-демократов, то она считала всякое движение, опиравшийся на такие запутанные теории, как у Маркса, лишенным шансов на успех в империи.