Драгоманов и зарождение украинского социализма

Драгоманов и зарождения украинского социализма. Остро ощущали потребность в новых идеях младшие члены киевской общины. Один из них, Михаил Драгоманов, чуть не собственными силами взялся за расширение интеллектуальных и идеологических горизонтов своих соотечественников. Несмотря на то, что его взгляды не получили широкой поддержки среди украинской интеллигенции, они побудили многих младших ее представителей выходить за пределы культурной деятельности, ставить в украинском контексте ключевые политические, национальные и социально-экономические проблемы дня.

 

Драгоманов родился 1841 г. в г. Гадяче возле Полтавы в семье мелкого дворянина, выводит свои корни из казацкой старшины Гетманщины. Хотя родные традиции пользовались уважением в семье, их затиняв космополитический либерализм отца Драгоманова - человека чрезвычайно образованного, начитанного. Еще до обучения "в Киевском университете Драгоманов стал убежденным демократом, полным стремление помочь своему народу. Впоследствии он возглавил дело основания первых в России воскресных школ для неграмотных крестьян. Именно работая с крестьянами, Драгоманов осознал потребность в учебных материалах украинском языке, стал интересоваться всем украинским. С такими мыслями он поступил в киевской общины. Итак, в украинской движение его привели не романтизированные представления о родине, а стремление практически помочь подавленном народу.

Целью, которую ставил перед Украиной Драгоманов, было достижение политического и социально-экономического статуса, подобного статуса передовых европейских стран. При этом он считал, что приобрести его можно лишь тогда, когда украинское движение получит широкую базу и апеллировать к народу, нарушая конкретные повседневные вопросы. По его мнению, украинские (этот, как он говорил, «плебейский народ» - подавленное, вынужден тяжело работать, лишен своей элиты) идеально соответствовали политическим программам, которые объединяли национальные и социально-экономические интересы. Поэтому, подчеркивал Драгоманов, истинный демократ должен быть патриотом Украины, а истинный украинский патриот должен быть демократом.

 

Твердо придерживаясь федералистских позиций, Драгоманов не выступал за отделение Украины от России. Но, опасаясь даже потенциальной угрозы ограничения прав личности со стороны сильного централизованного государства, в др. считал необходимым реорганизовать Российскую империю в свободную конфедерацию автономных регионов (созданных не обязательно на этнических началах), в которой решения принимались бы прежде всего на местном уровне. Призывая украинский, особенно галицких, знакомиться с лучшими достижениями русской культуры, Драгоманов, впрочем, отвергал мысль Пушкина о том, что «все славянские ручьи сольютея в русском море». В своей известной статье «Потерянная эпоха» он доказывал, что в целом украинская под российским правлением больше потеряли, чем приобрели. Он однозначно утверждал, что украинская должны хранить верность не «всей Руси», а прежде всего Украины: «Образованные украинские, как правило, трудятся для всех, только не д, ля Украины и ее народа ... Они поклясться себе не бросать украинское дело. Они должны осознать, что каждый человек, который выезжает из Украины, каждая копейка, что тратится на достижение украинского целей, каждое слово, сказанное не на украинском языке, пустая трата капитала украинского народа, а при данных обстоятельствах каждая потеря является безвозвратной ». Судьба Драгоманова была уделом человека, полностью преданного своим идеалам. В период репрессий 1875-1876 гг он отказался отречься от своих взглядов, выбрав вместо изгнания на чужбину. Перед отъездом из Киева он достиг соглашения со «Старой громадой», по которой обязался при финансовой поддержке общины издавать журнал, посвященный украинскому делу. Так возникла «Громада» - первый украинский журнал, что с перерывами выходил с конца 1870-х до начала 1880-х годов в Женеве, где Драгоманов присоединился к немногочисленной группы украинских политэмигрантов. Наряду с национальными проблемами Драгоманов все чаще высказывал в «Общине» радикально-социалистические идеи. Вследствие этого между ним и гораздо консервативнее киевскими украинофилами в 1885 г. произошел разрыв привел к прекращению журнала.

 

Однако с ослаблением связей с украинской в России укреплялись контакты Драгоманова с галицкими украинский. Еще в 1870 г. он посетил Галичину и Закарпатье и с тех пор систематически знакомил западных украинских с их соотечественниками на востоке. Со временем идеи Драгоманова пустили корни среди небольшой, но самоотверженной группы галицкой молодежи и впоследствии привели к учреждению первой украинской социалистической партии.

Драгоманов не был единственным украинским деятелем, привлекал социализм. Его близкие друзья из киевской общины - напившвейцарський-Полуукраинскими экономист Николай Зибер и сын богатого землевладельца Сергей Подолинский - также играли важную роль в распространении среди украинских социалистических идей. Зибер широко известен как один из первых пропагандистов в России идей Маркса. Энергичный Подолинский установил контакты с Марксом и Энгельсом, тесно сотрудничал с Драгомановым в Европе и помогал организовывать социалистические кружки на Украине и в Галичине.