Индустриализация

С отменой крепостного наконец открылся путь к модернизации и индустриализации хозяйства. На этот путь уже стали несколько стран Европы и Америки, но опыт Российской империи был уникальным. Прежде всего, государство взяло на себя гораздо большую роль в учреждении и осуществлении индустриализации России и Украине, чем это было на Западе. Внутренний рынок Российской империи был слишком слабым; буржуазии, из которой, как правило, выходили капиталисты-предприниматели, практически не существовало, а частного капитала не хватало, чтобы без поддержки правительства дать толчок развитию крупной промышленности. Во-вторых, когда империя начала индустриализацию, опираясь на помощь капитала и советы специалистов, темпы развития были чрезвычайно быстрыми, особенно на Украине 1890-х годов, когда за несколько лет возникли целые отрасли промышленности. Наконец, экономическая модернизация империи протекала очень неравномерно. На рубеже веков обычной картиной на Украине были крупные и современные в Европе фабрики, рудники и металлургические заводы, окруженные деревнями, где люди все еще впрягались в плуг, едва прозябая на своей земле, как и столетия назад.

Подобно другим странам, одним из первых предвестников модернизации стала железная дорога. Руководствуясь как военными (главной причиной поражения русских в Крымской войне была нехватка надлежащих коммуникаций), так и экономическими соображениями, царское правительство взялся создавать сеть железных дорог. В Российской Украине первые железнодорожные пути были проложены в 1866-1871 гг между Одессой и Балтой для ускорения транспортировки зерна. По 1870-е годы, стали пиком в прокладке железных дорог на Украине, они связали между собой все главные украинские города и, что самое важное, объединили Украину с Москвой - центром имперского рынка. По мере того как Украина на север шли продукты и сырье, а в обратном направлении, на юг, в невиданных количествах плыли русские готовые изделия, экономика Украины еще была относительно самостоятельной и «отрубной», начала интегрироваться в систему империи. К тому же быстрое строительство железных дорог увеличивало потребность в угле и металле. Неожиданно залежи угля и железных руд, как было известно, залегали в больших количествах на юго-востоке Украины, особенно в бассейне Донца, стали не только ценными, но и доступными.

 

В период между 1870 и 1900 гг и особенно в бурных 1890-х годов быстро растущими промышленными районами империи, а вполне возможно и мира, стали Донецкий бассейн и Кривой Рог, на юго-востоке Украины. Это развитие обусловило сочетание таких факторов, как щедрая правительственная поддержка развития промышленности (новые предприятия были практически безрисковыми), постоянный рост внутреннего спроса на уголь и железо, наличие в изобилии западного капитала, который натолкнулся на уменьшение доходов в высокоразвитой Европе и бросился использовать выгодные возможности, открывавшихся на Украине.

 

Признаки наступающего бума прежде появились в угольной промышленности Донбасса. Между 1870 и 1900 гг, когда добыча угля подпрыгнул более чем на 1000%, этот район давал почти 70% всего угля империи. С ростом количества шахт в Донбассе росло и число рабочих: в 1885 г. насчитывалось 32 тыс. работников, в 1900 - 82 тыс., а у 1913 - 168 тыс. Эту отрасль контролировали около 20 совместных акционерных обществ, и на 1900 г. около 94 % их акций принадлежало французским и бельгийским инвеститорам, которые вложили миллионы рублей в развитие шахт. Эти общества образовали синдикаты, фактически завладели монополией на добычу и продажу угля. Поэтому капитализм появился на Украину в совершенно развитой форме.

 

В 1880-х годах, почти десятилетие после угольного бума начался широкомасштабная добыча железной руды. Развитие металлургии, сосредоточенной в районе Кривого Рога, был еще более впечатляющим, чем угольной промышленности. Почва для него подготовило прокладки в 1885 г. железной дороги между Кривым Рогом и угольными копями Донбасса. В металлургии, пускала первые ростки, правительство предложило предпринимателям такие стимулы, которыми едва кто мог пренебречь, а именно гарантию покупать у них продукцию по очень завышенным ценам. Западные вкладчики, первыми среди которых снова шли французы, среагировали на это с энтузиазмом. К 1914 г. в сооружение литейных, что с технической точки зрения принадлежали к крупнейшим и наиболее современных в мире, они вложили 180 млн рублей. Некоторые из этих предприятий росли такими темпами, что превращались в многолюдные города. Например, Юзовка, названная именем валлийца Джона Хьюза, который заложил на этом месте металлургический завод, стала важным промышленным городом - современным Донецком. Еще в 1870-х годах в Криворожском бассейне насчитывалось всего 13 тыс. рабочих, а к 1917 г. их количество выросло в 10 раз-до 137 тыс. Еще больше поражает, сравнение темпов роста металлургической промышленности Украины со старыми российскими металлургическими центрами на Урале: если между 1870 и 1900 архаичным уральским заводам удалось увеличить производство железной руды лишь вчетверо, то на Украине она выросла в 158 раз.

 

Но если базовые, добывающие (которые поставляли сырье) отрасли на Украине развивались, то другие стояли на месте. Это, в частности, касалось производства готовых продуктов. На рубеже веков единственными на Украине отраслями, что сделали в этом ощутимый шаг, были, естественно, заводы сельскохозяйственных машин и в меньшей степени - локомотивов. По подавляющим большинством готовых продуктов Украина зависела от России. Так, в 1913 г. на Украину приходилось 70% всей добычи сырья империи и лишь 15% ее мощностей в производстве готовых товаров. Следовательно, хотя неожиданный и мощный взрыв промышленной активности на Украине производил ошеломляющее впечатление, он скрывал односторонний, неуравновешенных характер этого развития.