Другие реформы

Другие реформы. Отмена крепостного права повлекло за собой другие реформы. Отдельным аспектом имперского устройства, требовал немедленного усовершенствования, было местное управление. С изменением общества и с предоставлением крепостным прав гражданства возрастала необходимость в местной администрации. Однако для удовлетворения этих требований царское правительство не было ни людей, ни денег. Поэтому в 1866 г. он позволил общинам выбирать на уездном и губернском уровне своих представителей для наблюдения за образованием, здравоохранением, почтовыми услугами, содержанием путей, накоплением запаса пищи на случай голода и за сбором статистических данных. Для финансирования этих служб местным комитетам, или земствам предоставлялось право облагать население земскими налогами.

Радикальным отступлением от имперской практики назначения «сверху» всех правительственных чиновников стало то, что члены земств избирались из числа избирателей, разделенных на три отдельных категории: крупных помещиков, мещан и крестьян. Влияние избирателей был пропорциональным количеству земли, что они имели. Само собой, значительное большинство в земствах принадлежала дворянам.

 

На Украине они обычно составляли более 75% всех членов земств, в то время как крестьяне редко м ели 10%. Но как земства и не были по-настоящему представительными, они играли очень важную функцию. Кроме содействия повышению общего уровня жизни на селе, они приучали местное население к ограниченного самоуправления.

На Украине земства внедрялись на Левобережье и Юге. Однако на ПравоИбережжи из-за недавнего восстания польской шляхты их не вводили до 1911 г. и Представляя местные интересы, земства оказались чувствительными к культурным стремлений украинских, чем имперское чиновничество. Так, во второй половине века стали й ощутимыми украинофильские тенденции, в частности в земствах Полтавщины, которые служили ареной подготовки многих руководителей украинского движения. Еще острее была необходимость усовершенствования системы судопроизводства. Проблема в значительной степени заключалась в неразвитости у россиян чувство законности. Имперские чиновники, на которых лежала ответственность за многие судебных решений, считали, что правосудие - это сфера государства, а суды, по их мнению, были нужны, чтобы решать, что отвечает интересам государства. Права лица не имели к этому никакого отношения или в лучшем случае считались второстепенными. Судебные службы проводились тайно, судьи часто занимались взяточничеством, а их нередко произвольные приговоры выносились с учетом классовых различий - низшим слоям доставались суровые наказания, а легкие приговоры - дворянам. Эту ситуацию значительно исправила судебная реформа 1864 г., сделав судопроизводство независимым сферой управления, закрытой для вмешательства чиновничества. С тех пор суд заседал открыто, рассматривая позиции обеих сторон. Одним из последствий этого было появление новой группы специалистов - адвокатов-юристов.

 

Важные изменения также происходили в других общественных сферах империи. Реформы в системе образования 1860-х годов открыли для низших слоев больший доступ к ней на всех уровнях, включая университетский. Они также усовершенствовали программу обучения и предоставившие университетам большую автономию. Время было ослаблено цензурные притеснения, хотя все еще неясным оставалось то, до какой степени разрешалось отстаивать «подрывные» взгляды. В 1874 г. было введено изменения в строгих правил военной службы, согласно которым воинская повинность распространялась на все слои общества. Сокращалась также с 25 до 6 лет продолжительность службы и вводился ряд правил освобождения от воинской повинности.