Григорий Сковорода (1722-1794)

Григорий Сковорода (1722-1794). Без сомнения, самобытных украинских мыслителем того времени был Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, Сковорода в 12-летнем возрасте поступил в Киево-Могилянской академии. Его длинные и разнообразное обучение включало и длительные путешествия странами Запада. Как гласит легенда, он путешествовал многими землями Центральной Европы для того, чтобы ближе узнать людей. Он освоил латинский, греческий, польский, немецкий и церковнославянский языки и был широко знаком с философскими произведениями древних и современных авторов. С 1751 до 1769 г. Сковорода с перерывами преподает этику в Переяславском и Харьковском коллегиуме. Однако враждебность церковной верхушки к его неортодоксальных взглядов и педагогических методов заставила Сковороду бросить преподавание и начать жизнь странствующего философа. Сковорода, которого часто называли «украинским Сократом», пешком обходил свой родной Левобережья и Слобожанщину, вступал в острые философские споры с самыми разными людьми, где бы то ни было - на ярмарке, или в дороге, в сельском саду. Прежде всего его интересовало то, как человек может стать по-настоящему счастливым. По мнению Сковороды, ключом в этом было познание «самого себя», кроме того, человек должен делать в жизни именно то, чем она естественно отвечала. Следовательно, надо любой ценой обеспечивать личную независимость и избегать ненужного богатства и славы. Эти убеждения привели Сковороду к открытой критике старшины и духовенства за то, что они угнетали крестьян. Среди его многочисленных произведений принадлежали сборника стихов, учебники по поэтики и этики, философские трактаты. Живя в согласии с собственным учением, Сковорода приобрел большую популярность среди простых людей, много его высказываний вошло в народных песен и дум. Говорят, что Сковорода написал такую ??автоепитафию: «Мир ловил меня, но не поймал».

Конце XVIII в. закончилась бурная и многогранная культурная эпоха. В результате завоеваний Петра 1 Россия получила на Балтийском море вожделенное «окно в Европу», а потребность в животворной роли Украины как посредника культурных влияний отпала. Границы империи значительно ограничили контакты Украины с Западом. Теперь плодами непосредственного выхода в Европу, «европеизации», интеллектуальным потенциалом Украина пользовалась Россия, благодаря чему она стала в авангарде культурного развития. Время изолирована и подвержена традиционализма Украина скатилась в трясину провинциализма. После потери политической автономии над ней нависла угроза потери и культурной самобытности.