Культурная жизнь

Несмотря разрушения и опустошения во время восстания 1648 г. и в эпоху Руины на Украине продолжало развиваться культурная жизнь, охватывая все более широкие слои населения. Как писал в 1655 г. араб-христианин Павел Алеппский , путешествуя Украины по пути в Москву: «Даже крестьяне в Украине умели читать и писать ... а сельские священники считали своим долгом обучать сирот, не позволяя тем слоняться по улицам, как бродягам ». Многие сельских общин нанимали учителей-воспитанников братских школ, а выпускники Киевской академии («Бакаляра») часто служили репетиторами у состоятельных людей. Даже в самое страшное бедствий иття высшее образование давала Киевская академия и ее филиалы в Виннице, а затем и в Гоще на Волыни. За 40 лет, прошедших после реформ Петра Могилы, в академии сформировалась четкая 12-летняя программа обучения, которая на разных стадиях сосредоточено на овладении латинском, греческом, церковнославянском языках, риторикой, поэтикой, а также (для добросовестных) философией и теологией . Преподавались также астрономия, география, математика, что свидетельствовало о росте интереса к естественным наукам.

 

Подавляющее большинство студентов академии происходила из среды казацкой старшины или богатого мещанства, хотя нередко туда попадали сыновья простых казаков и даже крестьян. Продолжалась также давняя практика посылать молодежь за наукой к западноевропейским университетов даже оказавшись под властью России. левобережные украинские не порывали тесных связей с европейской и особенно польской культурой. Открытость украинской в отношениях с иностранцами заметил еще Павел Алеппский, который писал, что украинская «все были дружелюбны и не видели в нас чужаков», тогда как в России он чувствовал себя так, «будто на сердце повесили замок, а мысли нахмурились, потому что в Московии никто не выглядит свободным и веселым ».

 

Преподаватели Киевской академии, а среди них такие светила, как знаменитый писатель и церковный деятель Лазарь Баранович, немец по происхождению эрудит Иннокентий Гизель, страстный полемист Иоанникий Галятовский, составляли солидную и известную во всем православном мире культурную элиту. Многие их произведений получили большое распространение, особенно проникнут процарськимы настроениями «Синопсис» Гизеля, в котором описывалась история Украины и России. За 150 лет со времени своего появления в 1674 г. эта работа выходила двадцатью изданиями. В основном киевские схоластики, которые все были священниками, рассматривали главные вопросы жизни с религиозной точки зрения. В их произведениях преобладала антикатолическая и антиуниатского тематика, а их ведущей идеей было объединение христианских народов для борьбы с ненавистными мусульманами, что нашло свое выражение в произведениях Галятовского, Барановича и др..

 

Писали они причудливым стиля барокко, пользуясь искусственной церковнославянском языке, далека от разговорного украинского языка того времени. В среде этих интеллектуалов признаком низкого стиля считалось писать на языке «простого люда». В произведениях светских авторов, наоборот, наблюдается тенденция пользоваться народным языком и задевать конкретные проблемы. В частности, в «Летописи Самовидца», вероятно, написанном казацким старшиной Роман Ракушка-Романовский, внимание сосредоточивается на событиях 1648-1657 гг Не-не хватало на Украину конца XVII в. и книг. Несмотря на военные лихолетья, в стране действовало С типографий: из них девять украинских, три польских, одна еврейская. Интенсивно работали украинские типографии в Киеве, Новгороде-Северском и Чернигове. С 20 книг, изданных Новгород-Северский типографией, 15 принадлежало перу украинских авторов, а в одном только 1679 типография выпустила более 6 тыс. экземпляров различных учебников для начальных школ.