Социальные проблемы и межнациональные отношения Украины

Сложности в экономической жизни республики не могли не сказаться и в социальной сфере. Прежде всего, в Украине достаточно сложна демографическая проблема. Согласно последней переписи населения (1989 г.) в Украине проживало 51,4 милл чел. Из них 46% составляли мужчины и 54% - женщины. В начале 1990-х гг прирост населения в республике обеспечивался только за счет мигрантов из других стран, количество же украинский в стране сокращается. Резко сократился уровень рождаемости. Так, если в 1991 г. смертность в Украине превышала рождаемость на 40 тыс. чел., То в 1992 г. - уже на 100 тыс. чел. Эта тенденция продолжает сохраняться и сегодня. Продолжительность жизни в Украине на 6-7 лет меньше, чем в странах Западной Европы, вдвое выше, чем в этих странах, уровень детской смертности. Очень высокая смертность украинского населения в трудоспособном возрасте: каждый третий мужчина не доживает до пенсионного возраста.

Особой проблемой является упадок украинского села. Продолжается его быстрое старение, поскольку значительная часть сельской молодежи уже на протяжении нескольких десятилетий активно покидает деревню. В 1994 г. в 20% украинских сел не родилось ни одного ребенка. Многие сел уже есть "бесперспективными", такими, которые практически не имеют будущего.

До 2004 г. население Украины составило около 47 млн ??чел. и продолжает сокращаться. По причине такой демографической ситуации следует считать, прежде всего, низкий жизненный уровень населения и его слабой социальной защищенности.

Наблюдается процесс сокращения численности рабочих и крестьян в Украине. Негативные тенденции распространяются и среди интеллигенции. Низкая заработная плата и падение престижности многих видов умственного труда негативно влияют на пополнение рядов интеллигенции и качество ее квалификации. Распространяется явление "утечки мозгов" за границу.

В свое время, Советский Союз занимал 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения. Независимая Украина в начале 1990-х гг опустилась по этому показателю на 83-е место в мире. В течение первых трех лет независимости покупательная способность населения сократилась в 5 раз. Произошла резкая дифференциация общества: образовалось очень ограниченный круг богатых и очень богатых людей, но основная масса населения оказалась за чертой бедности. Очень медленно идет процесс создания в Украине "среднего класса", который является, как известно, гарантом стабильности любого общества.

Достаточно непростыми в Украине и межнациональные отношения. К середине 1990-х гг среди населения республики было: 73% украинских, 22,3% россиян, 1% евреев, 0,9% белорусов, 0,6% молдаван. Кроме того, заметные национальные группы в Украине составляют болгары и поляки, румыны и венгры, греки и татары, армяне и цыгане, крымские татары и немцы. С первых же дней своей независимости Украина провозгласила полное равноправие всех граждан независимо от их национальности. Так же всем гражданам республики гарантируются равные экономические, политические, социальные и культурные права. Вместе с тем, в нашей стране существуют некоторые проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего можно выделить две: крымский сепаратизм и проблема русского языка.


Две трети населения составляют русские, которые в определенной степени тяготеют к России. Кроме того, в Крым стали возвращаться когда-то выселены со своей родины крымские татары. Еще в 1989 г. правительство СССР признал выселение татар из Крыма незаконным актом и позволил им возвращение на историческую родину. Были выделены определенные средства из государственного бюджета в помощь обустройства татар в Крыму. Однако после распада СССР это финансирование не осуществлялось, и проблема вполне легла на плечи Украины. Татары начали самостоятельно возвращаться в Крым и строить здесь свои поселения. Это вызвало конфликты с крымскими властями и местными жителями, преимущественно русскими и украинский.

В 1991 г. переселенцы создали свой представничий орган - Меджлис крымско-татарского народа, который выступил за предоставление Крыму особого статуса в составе Украины, что давало право крымским татарам на собственную государственность. Разумеется это не вызвало восторга русского и украинского населения полуострова.

Достаточно сложным было и положение 700 тыс. украинских населения. Здесь практически отсутствуют украинские школы, не было национальных прессы, телевидения, культурных учреждений. Фактически проводилась политика активной русификации местного украинского населения. В октябре 1992 г. в Симферополе состоялся 1-й Всекрымский конгресс украинских, который прошел под девизом "Крым - Украина - Европа". Своей главной целью конгресс провозгласил сохранение статуса Крыма как неотделимой составной части Украины, одновременно признав справедливыми требования крымских татар.

Русское население полуострова в основном объединилось в Республиканском движении Крыма. В октябре 1992 г. движение трансформировался в Республиканскую партию Крыма (РПК), которая провозгласила своей целью защиту политических, экономических и социальных интересов населения, включая его право на самоопределение и установление двойного гражданства (российского и украинского). Был поставлен вопрос о возвращении Республики Крым под юрисдикцию России.

Крымский парламент 5 мая 1992 объявил о государственной самостоятельности Республики Крым, и принял решение о проведении общекрымского референдума по вопросу независимости республики. 13 мая Верховная Рада Украины аннулировала эти решения крымского парламента, признав их несовместимыми с Конституцией Украины. После сложных переговоров удалось достичь компромиссного решения, в результате которого был принят Закон Украины "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым". Крым безусловно оставался частью Украины, но получал статус автономной республики.

Положение вновь обострилось в январе 1994 г., когда президентом Крыма был избран Ю. Мешков. Новый президент открыто провозгласил курс на постепенное отделение Крыма от Украины и его дальнейшее воссоединение с Российской Федерацией. Между Киевом и Симферополем началась т.н. "Война указов", которая, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжается долгие годы. Окончательное решение крымского вопрос еще ждет своего урегулирования, но, безусловно, Крым должен остаться в составе Украины.

Важна и проблема предоставления русскому языку статуса второго государственного. Около половины населения Украины русскоязычной, и в любой демократической стране русский язык был бы, безусловно, признан государственным. Однако правительство и парламент Украины искусственно затягивают решение этого вопроса. Власть всячески препятствует организации и проведению общереспубликанского референдума о предоставлении русскому языку статуса государственного, основания прогнозируя неприемлемо для себя решение большинства населения страны. Существует мнение о том, что введение русского языка как второго государственного препятствовать распространению украинского языка, и заметно укрепит российское влияние в Украине, что, в свою очередь, подтачивать основы украинской независимости. Однако, как показывает исторический опыт многих ведущих стран мира (Канада, Швейцария, Бельгия и др.). Двуязычие и даже многоязычие не ведут к подрыву национальной независимости, но усиливают демократические тенденции в этих странах. Рано или поздно, но вопрос о государственной двуязычие в Украине должно найти свое демократическое, цивилизованное решение.