Экономические проблемы Украины - история

Первые годы независимости Украины вызвали глубокое разочарование населения страны в решении социально-экономических проблем. Экономика Украины, долгие десятилетия входила в экономическую систему СССР, после разрыва производственно-экономических связей с другими бывшими советскими республиками, оказалась практически нежизнеспособной. Необходимо было создание принципиально новой экономической системы в стране.

Прежде встал вопрос о формировании многоукладной, рыночной экономики с различными формами собственности на средства производства. Затем, необходимо было перестроить саму структуру украинской промышленности, переориентировав ее в значительной степени на удовлетворение социальных потребностей населения. И, наконец, надо было создать эффективную систему экономической кооперации как внутри Украины, так и с зарубежными государствами. Такими были главные экономические задачи, которые требовали своего быстрого решения.

Однако рыночные реформы в Украине практически не осуществлялись. Новая власть оказалась не готовой к их проведению. Ключевые позиции в правительстве находились в руках представителей старой коммунистической номенклатуры, вовсе не стремились к радикальным экономическим преобразованиям и не занимались разработкой реформаторских экономических программ. В результате, экономика страны попала в длительную полосу жесточайшего кризиса. Начался бурный рост цен на все: товары, услуги, сырье и так далее. Жизненный уровень населения стремительно покатился вниз.

Экономическое положение Украины в значительной степени осложняется и политикой нашего северного соседа - Российской Федерации, которая объявила себя единственной правопреемницей СССР. Россия распоряжалась активами бывшего Госбанка СССР, золотым и бриллиантовым фондами страны, присвоила все представительства бывшего СССР и их имущества за рубежом. Кроме того, Россия с помощью зарубежных банков распределила огромный государственный долг СССР между бывшими советскими республиками, значительная часть которого "досталась" и Украиной. Таким образом, Украина осталась практически без финансовых резервов и с крупным внешним долгом.

Кроме того, украинские предприятия продолжали широкомасштабные поставки в Россию, но последняя не торопилась с их оплатой. Правительство России отказался взять на себя долги частных российских предпринимателей украинским поставщикам. Практически эти деньги Украина потеряла безвозвратно. В то же время долги украинских предприятий России (прежде всего за энергоносители) было решено выплачивать за счет государственного бюджета Украины. В результате образовалась огромная задолженность Украины Российской Федерации, стала быстро расти в связи с повышением цен на российскую нефть и газ. Своих же энергоносителей в необходимом количестве Украина не имела.


Необходимость создания рыночной экономики на практике вылилась в "дикую" приватизацию. К моменту обретения независимости более 95% украинских производственных фондов принадлежали государству. 4 марта 1992 Верховная Рада приняла закон "О приватизации имущества государственных предприятий", однако, в Украине не было крупного частного капитала, способного приватизировать это имущество. В таких условиях на первый план выдвигался директорский корпус, получивший полную свободу действий. Был снят государственный контроль над ценообразованием и введены свободные цены. Вся продукция, произведенная за государственный счет, начала поступать в полное распоряжение директора предприятия, а все убытки относились на счет государства. Таким образом, многие предприятия получали сверхприбыли даже при спаде производства. Цены на их продукцию неконтролируемо выросли в десятки раз, начался процесс "первоначального накопления капитала" при общем резком обнищании населения страны.

Кроме того, широкое распространение получило предоставление государственных дотаций предприятиям и их льготное банковское кредитование. При крупных заводах и фабриках возникло множество частных "малых предприятий", которые использовали государственные финансы, производственные мощности, территорию и рабочую силу своих "патронов", при этом часто забирая и реализуя их продукцию. Сложились все условия для криминализации экономической жизни в стране. "Новые украинские" тесно сотрудничали с представителями "теневой" экономики, помогая им "отмывать" незаконно полученные капиталы, в том числе и скрытые деньги бывшей КПСС-КПУ. С помощью несложных махинаций и "нужных связей" часто государственные ресурсы на "законных" основаниях начали переводить в структуры частного сектора.

На протяжении 1991 г. национальный доход Украины сократился на 10%, а в 1992 г. - еще на 14%. Валовая продукция промышленности в эти же годы снизилась на 13,5%>, а сельского хозяйства - на 18%. Украина приближалась к экономической катастрофе.

Осенью 1992 г. правительство В. Фокина предложил фактически отказаться от проведения рыночных реформ и вернуться к командно-административной системы управления экономикой. Однако это предложение вызвало резкую оппозицию в обществе и парламенте. Правительство В. Фокина вынужден был подать в отставку.

В конце октября 1992 г. Верховная Рада утвердила состав нового Кабинета министров, во главе которого встал Л. Кучма. По своему составу это правительство было коалиционным, включая не только представителей бывшей коммунистической номенклатуры, но и демократических сил. В связи с неоднородным составом и решения нового Кабинета министров порой носили противоречивый характер. Правительство Кучмы сделало несколько попыток вывести страну из глубокого экономического кризиса. Были предприняты шаги по восстановлению отраслевого централизованного управления народным хозяйством, введению директивных цен, ограничению доходов. Одновременно в экономику неуверенно внедрялись и рыночные элементы. Распространялась акционерная форма собственности предприятий, появились рынки валют и недвижимости, либерализувались цены, в частную собственность стали переходить магазины, отели, рестораны, кафе, предприятия бытового обслуживания. Однако все эти меры правительства так и не приблизили Украину к цивилизованной экономики.

Экономический кризис в стране продолжала усиливаться. Только треть украинских предприятий имели законченный технологический цикл и выпускали готовую для потребления продукцию. Коэффициент зависимости Украины от импорта составил 41% (для сравнения: в Японии - 14%, в США - около 10%>). Технологическая отсталость большинства украинских предприятий обуславливала неконкурентоспособность их товаров, что, в свою очередь, не давало возможности быстро интегрироваться в международное разделение труда. К устаревшим, физически и морально изношенным относилось до 60% основных фондов промышленности, строительства и транспорта. Ресурсы нефти, газа и леса оказались практически исчерпанными. В первом квартале

1994 национальный доход Украины сократился относительно соответствующего периода 1993 г. на 36%, объем производства промышленной продукции - почти на 40%.