Начало строительства суверенного государства

С обретением независимости перед Украиной появился ряд совершенно новых задач. их конечной целью было построение демократического, социального и правового государства, а также присоединения Украины к европейскому сообществу как его равноправного члена. Решение этих задач требовало коренной перестройки всех сторон жизни украинского общества - политической, социальной, экономической и духовной. Практически это означало проведение в стране революционных изменений. Однако украинская революция проходила гуманным, мирным путем, что позволило избежать многочисленных жертв и социально-экономического хаоса. Вместе с тем, последовательный, мирное развитие революционных процессов предусматривал длительное сосуществование старого и нового, что неизбежно отражалось на темпах осуществления социально-экономических преобразований.

Одной из главных задач суверенной Украины было формирование новых государственных структур. Как в любом демократическом государстве, в Украине необходимо создать три основные ветви государственной власти - законодательную, исполнительную и судебную, а также органы управления на местах. Высшим законодательным органом страны была Верховная Рада Украины, избиравшийся всеобщим, прямым голосованием раз в 4 года в количестве 450 народных депутатов. Выбранная весной 1990 г. (еще до обретения страной независимости), Верховная Рада должна была функционировать до следующих выборов, то есть до весны 1994 г. Однако большинство ее депутатов были членами распущенной КП Украины и продолжали оставаться по своим взглядам сторонниками коммунистической теории. Подобное положение, естественно, отразилось на деятельности Верховной Рады, которая в значительной степени тормозило процессы ликвидации тоталитарных структур власти и экономических реформ в стране.

Высшая исполнительная власть была возложена на президента Украины, по представлению которого Верховную Раду утверждал состав Кабинета Министров и премьер-министра. Новым в системе исполнительной власти было введение во всех областях должности представителей президента Украины, которые были высшими должностными лицами местной государственной исполнительной власти. Эта мера должна была ослабить власть местных советов, оставшейся с советских времен. Ослаблялась власть министерств, которых осталось только 26. Они лишались права непосредственного управления трудовыми коллективами, но несли ответственность за осуществление государственной политики в соответствующих сферах народного хозяйства.

Высшая судебная власть сосредоточилась в руках Верховного суда Украины и подчиненных ему общих, арбитражных и военных судов. Генеральная прокуратура Украины осуществляла контроль за соблюдением законности на всей территории страны.

Независимая Украина нуждалась нового основного закона государства - Конституции. Однако непримиримость и часто прямая противоположность позиций левых, центристских и правых сил в Украине не позволила быстро принять этот важнейший документ. Новая Конституция Украины появилась только в 1996 г. и представляла собой безусловный компромисс между взглядами разных политических сил. Полной мере такая Конституция не могла отвечать задачам решительных демократических преобразований в стране. Необходимость внесения кардинальных изменений в украинскую Конституцию и сегодня остается достаточно актуальным вопросом.

Среди первых документов нового украинского правительства были следующие. 8 октября 1991 Верховная Рада приняла Закон "О гражданстве Украины", который носил достаточно демократический характер. Получение гражданства объявлялось неотъемлемым правом человека, которого ее никто не может лишить. В отличие от многих других республик бывшего СССР, где получение гражданства обусловливалось различными требованиями, Украина прибегла к "нулевому варианту". Украинское гражданство было предоставлено всем желающим, которые в момент принятия Закона находились на территории Украины.

4 ноября 1991 был принят Закон "О государственной границе Украины". В нем провозглашалась неприкосновенность и неизменность украинских границ, а также регламентировались вопросы их охраны и пересечения. Через несколько дней Президент Украины подписал Указ "О создании государственного таможенного комитета Украины", который был направлен на обеспечение экономической безопасности республики.

6 декабря 1991 Верховная Рада приняла Закон "О Вооруженных Силах Украины", который предусматривал создание национальной армии. Провозглашалось стремление Украины стать нейтральным, безъядерным, внеблоковым государством и сформировать собственные Вооруженные Силы. В основу строительства украинской армии были положены принципы разумной достаточности по численности, структуре и вооружением войск. Предполагалось, что общая численность новой армии должна находиться в пределах 400 тыс. человек, вместо 1,5 млн солдат и офицеров в военных округах на территории Украины. Армия должна была состоять из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. Закон запрещал использование украинского армии без решения Верховной Рады для выполнения задач, не связанных с обороной страны. Кроме того, в войсках запрещалась деятельность любых политических партий и движений. Обязанности Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины принял на себя Президент республики.