Репрессии против церкви

РепрессииР.Пайпс обвиняет своих предшественников - всемирно известных западных ученых Шейла Фицпатрик, Леопарда Шапиро, Уильяма Чемберлина и др. В абсолютном игнорировании темы религии и церкви при исследовании советской политики. Между тем, как он справедливо подчеркивает, население Советского Союза, состоявшего в основном из крестьян, в религиозной сфере жило по канонам средневековья. Агрессивный атеизм большевиков ранил народную душу несравненно больнее, чем подавления политического несогласия или введения цензуры. Пайпс делает вывод, который не встретишь ни в советской, ни в постсоветской историографии: если забыть о экономические трудности, ни одно из деяний Ленина не нанесло больших страданий населению в целом, чем профанация его религиозных убеждений, закрытие церквей, мечетей и синагог, преследование священнослужителей.

Почему компартійно-советский режим относился к религии и церкви со средневековой жестокостью? Почему эта жестокость с особой силой накатила на поверхность общественно-политической жизни уже после гражданской войны, в либерализованы времена нэпа? Ни Р.Пайпс, ни другие исследователи советского тоталитарного режима и религиозной жизни в СССР не дают на эти вопросы определенного ответа.

Между тем, истина, по нашему мнению, лежат на поверхности. Во время гражданской войны большевикам было с кем воевать. Они взялись за религию только тогда, когда укрепились у власти. А стремление уничтожить церкви было для этого режима вполне понятным. Он уничтожал или подчинял себе все организации без исключения, потому что в стране должны были оставаться только те общественные структуры, которые входили в режим, становились его составной частью. Церковь нельзя было подчинить, она оставалась идеологическим противником атеистического режима при всех условиях, независимо от воли и желания церковников.

В марте 1922 г. на страницах только что основанного философской и общественно-политического журнала "Под знаменем марксизма" появилась статья Ленина "О значении воинствующего материализма". Вождь требовал предоставить атеистической пропаганде воинственного характера. Он обвинял советские ведомства и учреждения, которые занимались антирелигиозной пропагандой, в вялости, дилетантском подходе к работе, бюрократизмі.

Эта статья была написана 15 марта. А 19 марта появился директивное письмо вождя " В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б)", который сыграл огромную роль в "раскрутке" антицерковного террора, но увидел дневной свет только в 1990г. В этом письме Ленин требовал начать против церкви превентивный террор, проучить церковников так, "чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать". Подытоживая предлагаемые меры, он останавливался на наиболее жестоких и делал такой вывод: "чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам удастся ... расстрелять, тем лучше".

Повод для "раскрутки" антицерковного террора родился, как думает Р.Пайпс, в голове Л.троцкого. В опубликованном на Западе двухтомнике "Бумаги Троцкого" является его письмо Ленину от 30 января 1922 г. с предложением использовать голод для разгрома церкви. Патриарху Тихону предложили отдать на нужды голодающих церковное имущество, но он отказался давать на продажу освященные предметы культа из золота, серебра и драгоценных камней. Это был отличный повод для развертывания войны против церкви. Кроме того, вожди большевиков надеялись (как оказалось, ошибочно) получить конфискацией церковных ценностей нужны им миллиардные ресурсы.

До июня 1922 г. в Украине было изъято чуть более 3 пудов золота и 2850 пудов серебра. На вырученные средства за рубежом приобрели для голодающих районов около 3 млн. пудов хлеба. По обвинению в сокрытии церковных ценностей были репрессированы десятки священников. В борьбе против церковников государство с успехом использовала тактику раскола. В частности, власти способствовали возникновению оппозиционной тихонівцям течения, которая приняла название обновленства. Лидеры обновленского движения, в отличие от патриарха Тихона, приветствовали кампанию по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

В Украине первые прихода нового течения под названием "Живой церкви" возникли летом 1922 г. Чекисты расчищали места в церковной иерархии для обновленцев проверенным способом: изымая представителей "старого духовенства" административными арестами и ссылками.

Преследуя ту же цель раскола церковной иерархии, компартійно-советское руководство Украины позволило создать независимую от Русской православной церкви украинскую автокефалию. Образована еще в 1918 г. Всеукраинский церковный совет зря добивалась от российского патриархата разрешения на автокефалию. Наконец, в октябре 1921 г. было созвано в Киеве Всеукраинский православный церковный собор. В нем приняло участие почти полутысячи делегатов от духовенства и мирян. Руководящую роль в организации собора, который созывался за активного противодействия тихонівської РПЦ, играл протоиерей Василий Липкивский. Тайным голосованием его избрали на должность епископа - митрополита. Так возникла Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

УАПЦ не имела своих кадров. Поспешное рукоположение епископов и священников из числа неподготовленных людей отталкивало от нее верующих. Конфликты между церковными общинами, которые принадлежали к патриаршей и автокефальной церкви, стали постоянными. Истинное количество автокефальных приходов и верующих трудно установить вследствие частых переходов из одной церкви в другую. В 1924 г. в УАПЦ насчитывалось до 1100 храмов при общем их количестве около 10 000.

Давая разрешение на созыв собора, власти одновременно готовились к разгрому новой церкви в благоприятный момент. В сентябре 1922 г. секретарь ЦК КП(б)У Д.Лебідь дал установку в письме секретарей губкомов партии: "ЕСТЬ основания считать, что имеется связь главарей автокефального движения с Петлюрой и его политическими организациями, что должно быть установлено". Первые аресты руководящих деятелей УАПЦ начаться с конца 1922 г.

Чекисты активно вмешиваться в жизнь УАПЦ, раздувая конфликты между течениями. В 1924 г. от украинской автокефалии отделилась "Деятельно-церковь христова" (ДХЦ). Сторонники ее провели съезд в 1925 г., на котором осудили руководство УАПЦ и митрополита в.липкивский. Под давлением ГПУ Липковский в

1927 г. вынужден был оставить свою должность. Чтобы разрушить экономическую базу УАПЦ, и ее прихода государство наложило высокие налоги. В январе 1930 г. украинская церковь была совсем ликвидирована.