Военный коммунизм образца 1920 г.

Военный коммунизмГражданская война 1920 г. уже не было таких острых коллизий, как предыдущего 1919 г., однако она продолжалась в течение всего года и в основном на территории Украины. Сначала красные армии довершали разгром деникинцев, но так и не сумели разбить их целиком. Остатки белой армии спрятались в Крыму за Перекопськими перешийками, где их реорганизовал новый главнокомандующий генерал П.Врангель.

В конце апреля началась советско-польская война, о которой мы рассказывали в предыдущем разделе. Воспользовавшись передислокацией красных соединений на польский фронт генерал П.Врангель вывел войска из Крыма и захватил Северную Таврию. Врангель объявил об изменении деникинського политического курса, отказ от идеологии "единой и неделимой" России, проведение аграрной реформы в пользу крестьянства. За время летнего наступления белая армия выросла вдвое, на сторону врангелівців перешло несколько повстанческих атаманов, а в тылу не загоралось крестьянских восстаний. Правда, и массовой поддержки крестьянства Врангель не получил. В глазах крестьян он был белым, а крестьянская сознание менялась очень медленно.

Таким образом, Красной армии пришлось решать в Украине главные стратегические задачи, связанные с завершением гражданской войны, здесь было сосредоточено подавляющую часть кількамільйонної военной массы. Соответственно, на плечи украинского крестьянства падал бремя содержания этой армии. Какими бы не были обнадеживающими большевистские обещания конца 1919 г. политика "военного коммунизма" была не только сохранена, но еще более ужорсточена. Направление экономической политики советской власти определил IX съезд РКП(б). Он утвердил единый хозяйственный план, централизованное управление, милитаризацию труда, трудовое соревнование и трудовую повинность.



С начала 1920 г. Украине прокатилась очередная волна национализации. Государство взяло под свою опеку 11 тыс. предприятий, хотя не могла обеспечить работу и половины из них. Она командовала предприятиями через систему отделов, управлений, центров и главков Бюро по восстановлению промышленности (Промбюро). В начале года была создана Украинская трудовая армия, в которой насчитывалось 30 тыс. бойцов. Во главе ее стоял Украинская Рада трудовой армии, которая подлежала Совете труда и обороны РСФСР, ей также подчинялись все экономические наркоматы Украины. Компетенция СНК УССР была сведена к минимуму. Так выглядела на практике обещанная самостоятельность УССР.

Колоссальный степень зацентралізованості, умноженный на огромные размеры страны, имел своим следствием потерю управления. Это уже в 1920 г. начинали понимать, но делать выводы никто не решался. Отвечая на вопросы делегатов IX съезда РКП(б) в апреле 1920 г., В.ленин с раздражением заявил:

"Пока приказ от имени главков и центров доходит до места, он становится совершенно беспомощным: он вполне тонет в море или то бумаг, то ли бездорожья, безтелеграф'я и т.д."

Съезд признал недостатком такое состояние, когда национализированная промышленность "преобразована в ряд мощных вертикальных объединений, по-хозяйственные изолированных друг от друга и только на верхушке связанных Высшим советом народного хозяйства". Поэтому он выдвинул идею: "сохраняя и развивая вертикальный централизм по линии главков", создать еще одну плоскость подчинения предприятий - горизонтальную. Горизонтальные структуры получили название советов народного хозяйства и экономических совещаний.

И главки не собирались отдавать власть новым органам. Губернские совнархозы были вынуждены управлять только всевозможными мелкими предприятиями, к которым в главков не доходили руки.

На местах понимали, в какую передрягу попадает предприятие, что национализируется. Им надо было заботиться, добывать все необходимое для производства. Было намного удобнее иметь дело с частным предприятием. Частником можно было управлять, не беспокоясь о его потребностях. Однако негативные хозяйственные результаты национализации мало волновали руководителей государственной партии. Они успели оценить всю удобство положения, когда можно было распоряжаться всеми ресурсами страны. В 1920 г. Совнарком существенно увеличил численность красной армии, которая рассматривалась как одна из основных устоев большевистского режима и средство к реализации проектов всемирной революции.



Национализация приводила к огромной концентрации управления в одних руках, и поэтому она считалась необходимой при всех условиях. 29 ноября 1920 г. ВСНХ принял постановление о национализации промышленных предприятий с количеством работающих не менее пяти при наличии механического двигателя и не менее десяти при отсутствии последнего. Руководитель УРНГ (бывшего Промбюро) В.Чубар в феврале 1921 г. подготовил тезисы доклада на тему "Общие очередные задачи хозяйственного строительства", в которых убежденно твердил: "Для успешного выполнения ударных задач в области добычи топлива и металла, а также по восстановлению транспорта и улучшению снабжения крестьянства машинами и орудиями необходимо закончить работу по овладению пролетарским государством всем производством и всеми материальными ресурсами, устранению из хозяйственного быта не только частных капиталистов, но и приватнокапіталістичних методов взаимоотношений". Этот доклад В.Чубар провозгласил на V Всеукраинском съезде советов в марте 1921 г. Съезд послушно записал в своих резолюциях: "Осуществить до конца национализации и концентрацию приватногосподарських предприятий".

Экономика, которая могла существовать только на директивах, нуждалась в принудительного труда. В конце 1920 г. появилась книга Н.бухарина "Экономика переходного периода". Вопрос о принудительность труда (трудовую повинность) он ставил чисто теоретически. Так называемая "свобода труда", подчеркивал он, не может существовать в правильно организованном плановом хозяйстве. "В условиях пролетарской диктатуры впервые принудительность действительно является орудием большинства в интересах этого большинства", - так суммировался целый раздел его книги, посвященный позаекономічному принуждения.

Н.бухарин был теоретиком, В.Чубар - практиком. Работать на посту председателя УРНГ было труднее, чем писать книги. От В.Чубаря требовалось сосредоточить в определенном месте и в нужные сроки заранее оговоренное количество ресурсов. Если кто не хотел работать там и тогда, где и когда это требовалось, чтобы наряд-заказ был выполнен, становились нужными сила, принуждение, насилие. Поэтому 12 октября 1920 г. В.Чубар как заместитель главы правительства внес на рассмотрение Совнаркома УССР вопрос "О лагерях принудительных работ". Здесь речь не шла о контрреволюционеров, врагов народа, членов оппозиционных партий, для них существовали другие концентрационные лагеря. Здесь речь шла о создании в каждом губернском центре лагерей для политически благонадежных людей, но - дезертиров трудового фронта Совнарком УССР принял это постановление и поручил создать сеть трудовых лагерей Центральном управлению общественных работ и повинностей НКВД. В составе этого управления с августа 1920 г. уже работал отдел принудительных работ. Для руководства сетью лагерей в Украине создавалось Центральное управление лагерями, сокращенно - ЦУЛАГ. Через две недели были организованы первые лагеря.

Проблема продразверстки в Украине оказалась особенно болезненной. Чтобы взять хлеб, надо было иметь аппарат. В феврале 1920 г. В.ленин посоветовал Д.Мануїльському опираться во время уборки хлеба на советы, состоящие из бедноты и середняков-бедняков, благодарных партии за предоставленные им имущество и землю. Х.раковский счел необходимым подправить это предложение, потому что не видел способов устранения из советов зажиточного крестьянства. Он решил создать параллельные советам комитеты малоимущих крестьян (КНС, комбеды) и наделить их долей полномочий, отобранных в советов. В апреле 1920 г. был опубликован декрет ВУЦИК о КНС. Они получали право осуществлять земельную реформы определять продразверстку, распределять среди бедноты часть собранных продовольственных ресурсов. Благодаря комнезамам в Украине было собрано в 1920 г. 71,5 млн. пуд. хлеба.

В.ленин считал необходимым не только восстановление промышленности, которая уменьшалась с 1914 г., но и создание ее новейших отраслей промышленности, основанных на использовании электричества. Генеральный план коренной технической реконструкции он требовал создавать как план электрификации хозяйства. По его поручению была организована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которая в конце 1920 г. представила VIII Всероссийском съезда советов свои предложения, рассчитанные на 10-20 лет. Ресурсы на капитальное строительство, связанное с выполнением плана электрификации, должна была обеспечить продразверстка. Подчеркивая, что она даст в пределах всей страны в 1921 г. не менее 300 млн. пудов хлеба, Ленин на VIII съезде советов сказал: "Без такого фонда невозможно отстроить промышленность страны, невозможно даже подходить к больших задач электрификации России".

Поскольку продразверстка имела органические недостатки, ее нужно было усовершенствовать. Исходя из доказанного М.Бухаріним принципа принудительности труда, Совнарком РСФСР нашел способ совершенствования продразверстки. 14 декабря 1920 г. он представил в ВЦИК для внесения на VIII Всероссийский съезд советов законопроект "О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства". Суть этого документа определялась несколькими предложениями:

"Возлагая на все органы Советской власти обязанность усиление всесторонней помощи крестьянскому земледелию, рабоче-крестьянская власть объявляет в то же время правильное производства земледельческого хозяйства большим государственным долгом крестьянского населения... и требует от всех земледельцев полного засева полей по заданию государства и правильного их возделывания по примеру лучших, самых старательных хозяев середняков и бедняков".

Итак, раскладка продукции дополнялась раскладкой засева и возделывания полей. Те, кто отвечал за сельское хозяйство, думали таким способом предупредить прогнозируемого экономистами катастрофическое сокращение посевов в 1921 г.

23 декабря 1920 г. съезд советов утвердил законопроект. Смысл его заключался в отчуждении рабочей силы, так же как суть обычной раскладки (реквизиции) заключалась в отчуждении крестьянской продукции.