Украинское национально-освободительное движение в подроссийской Украине в XIX ст

История Украины 2В 1846-1847 гг. действовало Кирилл- мефодиевцев общество, в котором было 12 постоянных членов, 5 из которых- студенты Киевского университета, а другие - учителя, писатели, поэты, профессор, чиновники, журналисты, то есть представители интеллигенции. Среди них наиболее известны были: Василий Белозерский, Николай Гулак, Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко. Председателем организации был историк Николай Костомаров. Среди кирилл-мефодиевцев выделилось 2 направления: радикальный, который представляли Шевченко, Гулак и студенты, и умеренный, представленный Костомаровым и Кулишом.

Программным документом кирилл- мефодиевцев была "Книга бытия украинского народа" (или "Закон Божий") и "Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия". В основе их программных целей были положены идеи панславизма (идеи всеслов'янської единства), то есть освобождение украинского народа связывалось с освобождением всех славянских народов Европы, а Украине в этом отводилась мессианская роль - стать инициатором борьбы за национальное и социальное освобождение славянских народов. Дальше нужно было объединить новые славянские республики в федеративное государство. Киев становился центральным городом федеративной союза. Раз в четыре года избирали собор (сейм). Население получало широкие гражданские права. Провозглашалось свержения самодержавия, ликвидация крепостничества и отмены состояний. Основные положения программы кирилл- мефодиевцев перекликались с программными положениями "Общества соединенных славян".

Практическая деятельность общества заключалась в том, что оно пропагандировало свои идеи, произведения Т.шевченко, издало две прокламации, занималась научной работой, образовательной деятельностью.

По доносу студента Петрова в марте-апреле 1847 г. в Киеве были проведены аресты, общество разгромлен. В Петербурге состоялось следствие, в котором участвовал сам Николай И. Строжайшее наказали Т.Шевченко, которого отправили солдатом в оренбургских степей с запретом писать и рисовать.

В следующие десять лет в украинском национальном движении наблюдалось затишье, но в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. вновь происходит активизация украинского национального жизни. Так, в конце 50-х гг. XIX в. в Киевском университете возник тайный студенческий кружок "хлопоманов" в составе В. Антоновича, Б. Познанского, Т. Рыльского и др. В 1861 г. хлопоманы вместе с другими украинскими деятелями создают в Киеве общину. Вскоре общины возникли и в других городах Украины - Харькове, Полтаве, Чернигове и др. Общины были самодеятельными полулегальным культурно-образовательных организациями украинской либерально-демократической интеллигенции. Существовала община и в Петербурге, ее ядро составили бывшие кирилл- мефодиевцев, Костомаров, Кулиш, Белозерский и др. В 1861-1862 гг. в Петербурге ними издавался журнал "Основа". Члены общины активно занимались издательской деятельностью (произведения Шевченко, М.Вовчка, учебники и др.). В Украине громадовцы работали в воскресных школах, которые действовали в 1859-1862 гг. В эти годы деятельность громадовцев носила преимущественно культурный характер, они стремились поднять национальную и гражданское сознание украинского народа.

Усиление украинского национального движения вызвала беспокойство царского правительства. 18 июля 1863 г. было выдано Валуевский циркуляр, согласно которому запрещалось печатать книги на русском языке, особенно религиозного содержания и учебные, прежде всего для начального чтения народа. Разрешены были только произведения художественной литературы. Также в Валуєвському циркуляре отмечалось, что украинского языка не было, нет и быть не может".

В начале 70-х гг. вновь наблюдается активизация украинского движения в России. Его центром в это время стала Старая Киевская Община, которая насчитывала примерно 70 человек (Г. Драгоманов, П. Чубинский, Н.лысенко, Г. Старицкий, О. Русов, Т. Рыльский, О. Конисский, Г. Зибер, Ф. Волк, С. Подолинский, И.нечуй-Левицкий и др.). Руководителем ее был В.Антонович.

Члены общины развернули активную деятельность. Они плодотворно работали в Юго-Западном отделе Русского географического общества, который действовал в 1873-1875 гг. В 1874 г. в Киеве состоялся III Всероссийский археологический съезд, на котором выступали украинские ученые. Их выступления, по свидетельству тогдашней прессы, "удивили весь ученый европейский мир". Газета "Киевский телеграф" в 1875 г. фактически стала органом Киевской общины. Но в 1875 г. вновь начинаются правительственные репрессии. В 1875 г. М. Драгоманова увольняют из Киевского университета, где он был профессором истории. Усиливаются нападки на украинский движение в прессе.

18 мая 1876 г. было выдано Эмский указ, который запретил ввозить книги на русском языке из-за границы, печатать книги на русском языке за исключением исторических документов, но орфографию оригинала, и произведений художественной литературы, но русским правописанием с разрешения цензуры. Также были запрещены сценические представления, концерты на русском языке и печатание украинских текстов к музыкальных нот.

Новые репрессии снова прервали развитие движения громад, который был очень слаб, потому что его представляла лишь кучка интеллигенции. Поэтому достаточно было простого административного запрета, чтобы его подавить. Широкие же народные массы национально не были пробужденные. Отсюда и преобладание в деятельности общин в Украине в 80-90-х гг. культурничества, аполитизма, сознательного ухода от политики. Однако громадское движение не прекратилось. Общины продолжали действовать в Киеве, Одессе, Харькове, Чернигове, Полтаве и других городах. Аполитизм старых громадовцев не удовлетворял молодых украинских деятелей, которые стремились более радикальных действий, поэтому учреждались "молодежи общины", устанавливались связи с революционными народниками.

В начале 80-х гг. XIX в. в России назревает революционная ситуация, при которой в 1881 г. были изданы "разъяснения" к Эмскому указа с некоторыми послаблениями относительно употребления украинского языка. Так, было разрешено печатать словари, но русским правописанием или древнерусским, разрешены также сценические представления на русском языке, но с разрешения цензуры и губернатора или генерал-губернатора. Разрешено печатать украинский текст к музыкальных нот, но тоже русским правописанием и с разрешения цензуры. И совсем было запрещено учреждать специально украинский театр и трупы для постановки пьес только на русском языке. Однако сам Эмский указ не отменили. Он действовал до 1906 г. и не раз подтверждался. Поэтому условия деятельности общин продолжали оставаться сложными. В 1882-1906 гг. в Киеве издавался журнал "Киевская старина", который фактически стал органом Старой Общины.