Мишель Эжен Шеврёль

Мишель Шеврель(31.08.1786—09.04.1889)
Известный французский химик-органик, основоположник химии жиров, физик и философ — третий в списке 100-летних долгожителей.

Первая научная работа Шеврёля, посвященная анализу костей доисторического динозавра, была опубликована в журнале «Летописи по физике и химии» в 1806 году. Затем последовали работы по анализу человеческих волос, мыла, изучению индиго. В 1811 году Шеврёль начал систематически исследовать жиры и через два года повторно открыл описанное еще Шееле так называемое сладкое начало жиров, дав ему современное название — глицерин (греч. glykeros — сладкий). Ученый показал, что глицерин и карбоновые кислоты всегда образуются при омылении жиров, причем как растительного, так и животного происхождения. Несмотря на трудность разделения и очистки, Шеврёль со временем сумел получить в чистом виде восемь кислот: стеариновую, олеиновую, масляную, капроновую и др. Он пришел к выводу, что жиры — это продукты взаимодействия глицерина и карбоновых кислот. Результаты своих многолетних исследований ученый изложил в шести томах монографии «Химические исследования жиров животного происхождения», опубликованной в 1823 году.

В сентябре 1824 года Шеврёль получил предложение организовать исследовательскую лабораторию на Гобеленовской мануфактуре в Париже. Прежде чем полностью заняться проблемами, связанными с окраской тканей, Шеврёль совместно со знаменитым химиком и физиком Жозефом Луи Гей-Люссаком закончил работу, открывшую новую эру в истории освещения. Ученые предложили заменить сильно чадящие сальные свечи на стеариновые, которые горели ярким светом и почти не давали копоти.

Исследования, проведенные Шеврёлем в области краше-ния тканей, повлияли не только на качество текстиля, но и на развитие типографского дела: технологию Шеврёля стали использовать для печати книг и географических карт. Все возрастающие требования к текстильной продукции заставляли получать краски точно определенных цветов и оттенков, чего можно было добиться, лишь введя цветовые стандарты. После нескольких лет работы Шеврёль создал так называемый хроматический круг, принцип которого используют для контроля красок и сегодня.

В день столетия Шеврёля, 31 августа 1886 года, в Париже собрались более двух тысяч человек из разных стран — его день рождения праздновали несколько дней. Поздравительные письма знаменитому химику прислали многие главы государств и монархи, в том числе королева Виктория, в его честь отчеканили золотую медаль. На торжественном ужине 100-летний юбиляр ловко и легко танцевал вальс с самой молодой участницей мероприятия 18-летней Жизель Тифено. Многие знали, что Шеврёль — отличный танцор и прекрасный собеседник, однако мало кто ожидал от ученого такой хорошей физической формы в столь преклонном возрасте. Известный химик прожил бы еще, если б его не подкосила внезапная смерть единственного сына, друга и единомышленника Анри. Да и простудился он некстати, осматривая строящуюся Эйфелеву башню.