От алхимии к биологии клетки

Добыча янтарной кислотыИстория янтарной кислоты началась в середине XVI века, когда немецкий алхимик Георгиус Агрикола взял кусочек янтаря и подверг его, как сказали бы химики, сухой перегонке — то есть поместил в закрытый сосуд и стал нагревать без доступа воздуха.

Естествоиспытатели часто без всякого почтения относятся к веществам, которые другие люди по- читают за ценные. Два столетия спустя Лавуазье на глазах публики сожжет под стеклом алмаз, чтобы доказать, что тот состоит из углерода. Агриколе его поступок, конечно, обошелся дешевле, да и цель могла быть более практической: будучи еще и врачом, он, несомненно, интересовался целебными свойствами, которые молва приписывала янтарю. А в арсенале ученых того времени было не так много способов проверить то или иное предположение. Результат эксперимента, вероятно, алхимика не впечатлил. Янтарь под действием температуры разложился, и в сосуде осталась твердая смола — канифоль, желтая мас- лянистая жидкость — янтарное масло и бесцветные кристаллы — янтарная кислота собственной персоной.

Позже ученые определили ее формулу — НООС-СН2-СН2-СООН, придумали систематическое название — бутандиловая, она же этан-1,2-дикарбоновая. А вот ее соли и эфиры сохранили, хоть и в неявном виде, благородное имя — их называют сукцинатами, от латинского слова succinum — янтарь.

Важное открытие было сделано, когда янтарную кислоту обнаружили в цикле трикарбоновых кислот (он же цикл Кребса, он же цикл лимонной кислоты). Это один из ключевых биохимических процессов, с помощью которого клетка получает энергию и многие «строительные блоки» для своего обновления. Правда, в каждый отдельный момент янтарной кислоты в организме немного — ферменты быстро синтезируют ее из альфа-кетоглутаровой и так же быстро превращают в фумаровую. Но при некоторых условиях янтарная кислота может накапливаться — в самой клетке или во внешней среде. Например, это происходит при производстве вина или пива. Относительно высокие кон- центрации кислоты находят в буром угле.

Ископаемые смолы, к которым относится и янтарь, также содержат повышенное количество янтарной кислоты — до 8%. Кстати, янтарем обычно называют только те смолы, в которых ее содержание не менее 3%. Так что свое название янтарная кислота вполне оправдывает.