Территориальная структура хозяйства Урала

Леса УралаУральская металлургия сосредоточена в горной части района. Здесь практически каждый город – металлургический центр (Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Серов, Алапаевск). Цветная металлургия представлена добычей руд и выплавкой почти всех видов имеющихся в России металлов: меди (Красноуральск, Ревда, Верхняя Пышма), алюминия (Краснотурьинск, Каменск-Уральский), никеля (Реж), цинка (Челябинск), хрома, титана, магния.


С металлургией тесно связано машиностроение. Его металлоемкие отрасли – тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение – сосредоточены в крупных металлургических центрах (Екатеринбург – «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», Орск – «Южуралмаш», Нижний Тагил, Челябинск). Машиностроение Предуралья и Зауралья менее металлоемкое: электротехническое (Пермь), приборостроение (Курган), производство станков и оборудования (Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Оренбург), сельскохозяйственное (Пермь, Курган). Производство вагонов развито в Нижнем Тагиле, Усть-Катаве; производство легковых автомобилей – в Ижевске («ИЖ»); большегрузных автомобилей – в Миассе, Новоуральске («Урал»); мотоциклов – в Ижевске, Ирбите; автобусов – в Кургане. Центр тракторного машиностроения – Челябинск.


Основа уральского машиностроения – военная продукция. Здесь производятся почти все виды современного вооружения. Так называемые «закрытые города» (Новоуральск, Снежинск, Звездный) имеют ракетно-ядерную специализацию. В Нижнем Тагиле выпускаются танки. Ижевск известен своим стрелковым оружием.


Основной район концентрации химической промышленности – Предуралье. Из калийных солей Верхнекамского бассейна, где сосредоточена 1/4 часть мировых запасов, производят калийные удобрения (Березники, Соликамск). Нефтяные и газовые месторождения стали основой для крупной нефтехимии (Уфа, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Пермь) и газохимии (Оренбург). В районе есть также предприятия содовой промышленности (Березники, Стерлитамак), коксохимии (Березники, Губаха). Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург).


В лесной промышленности района ведущая роль принадлежит целлюлозно-бумажному производству. Целлюлозно-бумажное производство сосредоточено в Пермской (Соликамск, Краснокамск, Пермь, Красновишевск) и Свердловской (Туринск, Новая Ляля) областях.
Основные отрасли промышленности Урала энергоемки, для обеспечения их электроэнергией был построен каскад ГЭС на реках (Воткинская, Камская, Павловская).


Мощные тепловые электростанции работают на углях Кузбасса и Экибастуза, на собственных нефти и газе (Ириклинская, Рефтинская, Южноуральская, Пермская и др.). Построена АЭС (Белоярская).
На юге района большая часть сельскохозяйственных площадей занята под зерновыми и кормовыми культурами, выращивают также картофель, лен-долгунец (Удмуртия и Пермская область), подсолнечник и сахарную свеклу (Башкирия). На севере преобладают молочное животноводство и птицеводство, на юге – мясо-молочное животноводство, овцеводство и козоводство.


Транспорт играет важную роль в хозяйстве и развитии района. Это объясняется активным участием района в межрайонном обмене, активными внутрирайонными связями. В районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают регион в широтном направлении, осуществляя связи запад – восток. Району необходимо строительство новых дорог и тоннелей. Предполагается построить северо-уральскую широтную и западно-уральскую меридиональную магистрали.
Велика роль трубопроводного транспорта. Через территорию района проходят трубопроводы из Западной Сибири в европейскую часть России и за рубеж.


Автомобильный транспорт также имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Автотрассы связали Екатеринбург с городами Серов и Челябинск, Челябинск с Троицком, Магнитогорском и Орском. Горный рельеф сильно осложняет работу транспорта. В Предуралье и Зауралье трассы старались прокладывать по междуречьям, где не требовалось строить много мостов, и преобладали сухие, не заболоченные поверхности, недоступные половодьям и паводкам. В горах, наоборот, приходилось использовать для дорог продольные понижения рельефа и речные долины, поскольку междуречья являются непроходимыми из-за скалистых хребтов. В настоящее время развитие автомобильного транспорта сдерживается недостатком дорог с твердым покрытием.


Слабое место хозяйства Урала – сфера обслуживания. По большинству ее показателей он занимает предпоследнее место среди районов России. Недостаточна и доля занятого в ней населения. Особенно остро ощущается дефицит предприятий, обслуживающих население на окраинах района.