Проблемы машиностроительного комплекса России

Машиностроение РоссииВ современных условиях перед машиностроительным комплексом России стоят сложные проблемы, решение которых сдерживается отсутствием достаточных финансовых средств и общим спадом производства.


Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, прогрессивными машинами. Чтобы эта задача была выполнимой, необходимы определенные условия. Основное из них можно изобразить пропорцией 1:2:4. Она означает, что если темпы развития всего хозяйства принять за 1, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а отрасли, обеспечивающие прогресс во всей экономике – в 4 раза быстрее. В России это условие не соблюдается. Сократилась доля машиностроения в промышленности, в экспорте (до 11%, 3 место после ТЭК и металлургии).

Медленно обновляется оборудование внутри машиностроения и других отраслей хозяйства. При средних нормативах полное обновление оборудования и выпускаемой продукции должно происходить через 7-8 лет, в России это происходит через 40-50 лет. На старом оборудовании невозможно производить современные машины. Более 30% продукции морально устарело, но продолжает производиться. Она

неконкурентоспособна на мировом рынке, а ее использование внутри страны приводит к замедлению экономического развития и отставанию. С недостаточно быстрыми темпами развития машиностроения тесно связан выбор направлений развития отрасли. Ограниченное финансирование требует определить наиболее перспективные отрасли, где уровень развития соответствует мировому и сосредоточить усилия именно на этих направлениях (станкостроение, тяжелое, энергетическое, химическое машиностроение и др.). Необходима конверсия предприятий оборонного комплекса. Ранее до 80% продукции машиностроения имело военное значение. Гражданская техника была дефицитом. Процесс перепрофилирования предприятий идет с большим трудом.


Качество и надежность машин – ключевые условия для конкурирования на мировом рынке и развития всей экономики страны. Но только 10% российской продукции машиностроения соответствует мировым стандартам. В первый же год эксплуатации 10-30% изделий выходят из строя. Низкое качество отечественных машин вызывает естественное желание потребителей приобретать импортные. Отсутствие спроса внутри страны приводит либо к закрытию предприятий, либо заставляет их менять профиль, учитывая мнение потребителей.


Проблемы отдельных отраслей машиностроительного комплекса разнообразны. Для одних значение имеет таможенная политика или таможенные сборы (автомобилестроение, часовая промышленность), для других – конъюнктура мирового рынка (станкостроение), для третьих – нерациональное размещение или технологическое отставание (электроника). Предприятия многих отраслей комплекса имеют гигантские размеры (до 100 тысяч занятых).


Но десятилетие реформ привело и к положительным сдвигам в комплексе: изменились формы собственности и организация работы предприятий, появилась конкуренция внутри отраслей, изменилась география производства.
Ряд отраслей машиностроительного комплекса имеет перспективы для дальнейшего роста. Прежде всего, это наукоемкие производства, предприятия-экспортеры отрасли, на продукцию которых существует огромный внутренний спрос и производства, привлекательные для инвесторов.