Экономические системы

Экономические системыТрадиционная экономика была характерна исторически для всех стран, в том числе и для России, на протяжении многих веков. Вопросы, что, как и для кого (чего) производить, решались исходя из обычаев и традиций. В течение столетий из поколения в поколение использовались одни и те же способы производств и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Технический прогресс в подобной системе невозможен или крайне замедлен. В России традиционная экономика была характерна для крестьянского хозяйства (при общинном землепользовании), а также в кустарных промыслах и ремеслах. Сейчас эта экономика сохранилась в нескольких формах. Небольшие ареалы кустарных промыслов остались в некоторых районах современной России: хохломская роспись, палехские миниатюры, семеновский ложкарный промысел (деревянные ложки), производство расписных подносов в Подмосковье (Жостово), вятская игрушка.


Традиционная экономика встречается у малочисленных народов российского Севера (оленеводство, охота, рыбная ловля, промыслы: косторезный, изготовление национальной одежды, постройка традиционных жилищ), в ряде национальных республик России (Тува, Калмыкия) и государствах СНГ. Особый, в значительной мере осовремененный ее вид существует в личных подсобных хозяйствах жителей российской глубинки.
Командная (централизованная) система.


Командная (централизованная) система экономики в России и других странах формировалась наряду с традиционной. В этой системе решения о том, что, как и для кого производить, принимались органами государственного управления.
В дореволюционной России элементами командной экономики были помещичьи землевладения. Резкий рост ее государственных форм начался с XVIII в. (царствование Петра I), когда были созданы многие государственные (казенные) предприятия (мануфактуры, военные заводы, судоверфи), а на особо выделенных землях работали так называемые государственные крестьяне.
В СССР командная система была многоступенчатая, чрезвычайно централизованная.


В верхнем «этаже» партийного и государственного управления определялось, что, в каком количестве и для кого должно производиться. Например, сколько самолетов, тракторов или телевизоров необходимо выпустить в течение 5 лет (пятилетки) и в каждом году этой пятилетки. Команда о том, что должно быть выпущено, передавалась в Государственный плановый комитет (Госплан). Научно-исследовательские институты и вычислительные центры подсчитывали, какое количество металла, пластмасс и других материалов потребуется для производства этих изделий.
Следующая команда спускалась ниже – в министерства, управляющие предприятиями по производству металлов и различных материалов. Здесь определялись, во-первых, конкретные заводы-производители, а во-вторых, количество необходимых для них руды, химического и другого сырья.
Эти данные в виде команды доводились до конкретных предприятий. Так как вся многоступенчатая система производств нуждалась в энергии и топливе, производились соответствующие расчеты. Рассчитывались также транспортные затраты по доставке различных видов топлива, сырья, полуфабрикатов и готовых изделий.


Такая сложная и многоступенчатая система расчетов и команд, а затем согласование всей гигантской массы расчетов требовались для каждого изделия, выпускаемого в СССР.
Очевидно, что реально невозможно было определить и рассчитать, сколько каждого продукта, и какого качества нужно конкретным потребителям, десяткам тысяч предприятий, миллионам людей, имеющим свои вкусы и потребности.
Подобная система формировала гигантский аппарат управления, планирования и контроля, который в СССР насчитывал почти 18 млн. чиновников. А во всех отраслях промышленности СССР в 1990 г. было занято менее 29 млн. рабочих.


При командной системе часто имело место несоответствие интересов производства интересам потребителей. Так, например, в СССР выпускалось 826 млн. пар обуви (в 1989 г.), что почти в 3 раза больше, чем в США (290 млн. пар). Однако необходимой потребителям обуви постоянно не хватало из-за низкого ее качества, хотя прилавки обувных магазинов были переполнены отечественной продукцией. Поэтому СССР ежегодно закупал в других странах обувь повышенного спроса (70-80 млн. пар).
СССР производил стали в 2 раза больше США, но отставал по выпуску качественных сталей, проката нужной формы, необходимых для современных машин и оборудования.


Кроме того, СССР уже в годы перед Второй мировой войной и особенно после ее начала вынужден был почти полностью перейти с гражданского производства на военное. После окончания войны в связи с нарастающей конфронтацией со странами НАТО постепенно наращивался оборонный комплекс страны, что, естественно, сокращало возможность для удовлетворения потребностей населения и не позволяло осуществить многие проекты.


В то же время командная экономика многие годы обеспечивала высокие темпы экономического роста. Она способна, и в этом ее преимущество, мобилизовать и концентрировать финансовые и другие ресурсы для решения важных экономических и особенно военных задач. Именно в военные годы это доказало ее эффективность. Концентрация ресурсов позволила создать мощную военную промышленность, а после войны производить ракетное и ядерное оружие – «ядерный щит» страны. В мирное время командная экономика постепенно теряла свои преимущества, хотя и позволила создать крупнейшие в мире промышленные предприятия.


Существует определенное преимущество крупных производств над небольшими: чем больше изготавливается продукции, тем дешевле она обходится. Поэтому наиболее эффективным в командной экономике считалось создание крупнейших предприятий-гигантов. Так, одна доменная печь Череповецкого или Криворожского металлургического комбината может выплавить чугуна больше, чем все заводы дореволюционной России (более 4,5 млн. т).
Но эти предприятия имеют и существенные недостатки. Главный из них – они трудно перестраиваются и модернизируются. В итоге большинство предприятий СССР и сегодняшней России имеют чрезвычайно устаревшие технологии.
Чем больше строилось крупнейших предприятий со старой технологией, тем быстрее увеличивались расходы на отходы, на дым, на загрязнение природы, на ухудшение здоровья людей. Больше требовалось дополнительного труда, средств для восстановления природы, очищения воды и воздуха, для охраны здоровья людей. Стало понятно, что важно не только и не столько производство новых изделий, новых машин и продуктов, сколько создание и быстрое использование в народном хозяйстве новейших технологий, которые экономят сырье, энергию, труд.
Многие новейшие технологии (например, микроэлектроника) способствуют миниатюризации продукции, т.е. резко уменьшают ее объем, массу, а, следовательно, и производственные площади заводов. Это очень существенно для их размещения.
Кроме того, в СССР была довольно низкой производительность труда. Ручным трудом было занято: в промышленности – 1/3, в строительстве – 1/2, в сельском хозяйстве – 3/4 всех работающих. Терялась 1/3 сельскохозяйственной продукции в связи с плохо организованным ее хранением, переработкой и доставкой.


Экономика СССР представляла собой единый гигантский завод, объединяющий в хозяйственный комплекс все республики и регионы страны, в котором решающее значение имели предприятия-монополисты и военно-промышленный комплекс.
Многие десятилетия так называемого застойного периода (1960 – 1980 годы) страна зависела от импорта зерна (ежегодно закупалось 30-45 млн. т) и от огромных средств, идущих на военно-промышленный комплекс. Оплачивалось и то и другое за счет продажи нефти, газа, а затем с середины 80-х годов – за счет золотого запаса и валютных резервов, прямой конфискации валютных средств предприятий и частных лиц, огромных займов (из 160млрд. долл. долга современной России около 100 млрд. составляет долг бывшего СССР). Это коснулось также тех средств, которые были вложены населением в Сбербанк.


Рыночная экономическая система.
Рыночная экономическая система, переход к которой в России осуществляется очень трудно, имеет свои особенности. Рыночная система основана не на государственной, а на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции, на свободе, как от государственной власти, так и от старинных обычаев и традиций.


Вопросы, что, в каком количестве, как и для кого производить, решаются здесь с помощью цен, которые позволяют определить, выгодно или убыточно для производителя, торговца и покупателя данное производство. Государство только регулирует рыночную стихию посредством налогов, законов, нормативов. В рыночной экономике для производства выбирается самый прибыльный продукт, за который можно получить цену, намного превышающую затраты. Естественно, что в рыночной экономике используются самые производительные и эффективные технологии. Поэтому рыночная экономика очень динамична. В странах, где она развита, быстро изменяются не только пропорции и технологии различных производств, но и их география. Предметом торговли в рыночной экономике становятся продукты, предприятия, земельные участки и сам труд людей. Однако в этой системе есть свои недостатки. Прежде всего – цикличность производства, отражающаяся на условиях жизни людей. Периодический подъем деловой активности, рост производства и полная занятость людей через несколько лет сменяются спадом производства и безработицей.
Рыночная экономика, если она не ограничена определенными рамками законодательства, нормами, может привести к значительному ухудшению состояния природы, условий жизни людей. Поэтому фактически в мире нет стран, где существует лишь одна рыночная экономика. В высокоразвитых странах мира она сочетается с централизованным государственным регулированием, а в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки – и с традиционной экономикой.


Во многих странах мира с преобладанием рыночной экономики целый ряд отраслей остается в ведении государства (оборона, безопасность граждан, образование, здравоохранение, строительство транспортных магистралей и многое другое). Кроме того, государство устанавливает нормативы природопользования и охраны природы, обязательные для всех, осуществляет защиту граждан от некачественных товаров и услуг.
В то же время государство поддерживает свободу конкуренции, рынка, препятствуя образованию производственных и торговых монополий, установлению монопольных цен, создавая специальные антимонопольные законы и службы, фонды поддержки безработных. Все это требует средств, особенно для отраслей, находящихся на государственном бюджете, – бюджетных отраслей, или государственного сектора экономики. Собираются эти средства в виде налогов налоговой инспекцией.


Теневая экономика.
Своеобразная теневая экономика дополняет рыночную и командную. Она образуется при уклонении фирм и отдельных граждан от уплаты налогов, нарушении законов и нормативов, ведении запрещенных государством видов деятельности (торговля оружием, наркотиками).
В Советском Союзе теневая экономика существовала параллельно с командной. Здесь она была связана с присущим административно-ведомственной системе управления недостатком многих товаров и услуг, особенно качественных. На этом наживались воры, спекулянты, теневые дельцы, продававшие неучтенную и ворованную продукцию.
В период перехода России от одной экономической системы к другой доля теневой экономики резко возросла. Первоначально в период распада Союза она была связана с переливом значительных государственных средств высшими чиновниками страны и партии в быстро сформированные на базе ведомств концерны, банки и коммерческие организации. Широкое развитие получила продажа привозимых зарубежных товаров без разрешения (лицензий), без уплаты налогов, с нарушением прав потребителей.
Слабое регулирование государством последующих социально-экономических реформ в России привело к накоплению коммерческими структурами крупных капиталов, переплетению коммерческих и криминогенных элементов. Результатом стало формирование организованной преступности (российский вариант мафии).
Проводимые в России экономические реформы должны привести к сокращению возможностей теневой экономики.