Ожидаемые тенденции миграций населения

В течение трансформационного периода миграционные процессы претерпели существенных изменений. В результате распада Советского Союза, углубление экономического кризиса, снижения уровня жизни населения значительно снизился уровень миграционной мобильности (стационарной миграции). После значительного роста миграционного прироста в 1991 -1992 гг. до крупнейшего за послевоенные времена уровня (+5,5%), состоялся чрезвычайно резкий спад, а в последние годы сальдо внешних миграций является небольшим по размеру и отрицательным. Поскольку среди мигрантов преобладают представители самых производительных в детородном и экономическом отношении возрастных групп населения, косвенные потери превышают прямые.

Низкий уровень оплаты труда, особенно в эквиваленте другой валюты, значительное безработицы превращают трудовую миграцию на основное средство обеспечения принятого уровне жизни значительной части населения страны. Трудовые миграционные поездки в страны СНГ, Западной и Центральной Европы стали распространенным явлением: их объемы, по наиболее вероятными оценкам, составляют около 2 млн. человек в среднегодовом исчислении, при этом при содействии официальных посредников за рубежом трудоустроено около 40 тыс. человек.

Большинство граждан Украины в странах-реципиентах скрывает свои истинные намерения и, по сути, находится там на нелегальном положении. Следствием этого становится их социальная незащищенность, зависимость от работодателей и посредников. Высококвалифицированные украинские специалисты часто работают не по специальности, занимаются неквалифицированным работой, что приводит к снижению их профессионального уровня.

Основная масса выбывших из Украины не намерен возвращаться. Эмиграция за пределы бывшего СССР характеризуется масштабной «утечкой мозгов». На фоне уменьшения интенсивности стационарных миграций широкое распространение получили внешняя трудовая миграция, движение беженцев, транзит нелегальных мигрантов.

Длительность пребывания на работе за рубежом составляет, как правило, от двух недель до нескольких лет, в среднем - около 6 месяцев. Таким образом, предложение рабочей силы гражданами Украины за пределами государства составляет 5 процентов от общего ее количества.

Основной тенденцией внутреннего обмена населения является перемещение лиц к столице. Начиная с 1995 года Киев является единственным регионом Украины, где наблюдается стабильное положительное, растущее сальдо миграции; на него приходится почти две трети общего объема миграционных потерь регионов-реципиентов.

Исследования с эмиграционных процессов свидетельствуют: несколько волн эмиграции граждан Украины привели к тому, что в данный момент за пределами Украины проживает 11 млн. человек украинского происхождения. Западная диаспора насчитывает примерно 2 млн. украинцев, проживающих в Канаде, США, Австралии, странах Южной Америки и Европе. Восточная диаспора насчитывает около 8 млн. украинцев, проживающих в России и других странах СНГ.

К числу факторов, усиливающих угрозу резкого сокращения количества населения в Украине, относится усиление конкуренции за трудовые ресурсы между европейскими странами, особенно с теми, которые переживают подобные украинской демографические проблемы-старение населения и общее сокращение его численности. Уже сегодня в таких странах работают специальные программы для привлечения населения трудоспособного возраста на постоянное место жительства с последующим трудоустройством, или на временную работу с перспективой получения вида на жительство.

В частности, в России с февраля 2007 года введена государственная программа содействия добровольному переселению в РФ соотечественников (термин «соотечественники» трактуется широко и распространяется на всех граждан бывшего СССР, которые близки к России по культуре, языку и традициям), проживающие за рубежом, а также работает упрощенный порядок получения гражданства РФ для граждан бывшего СССР. С начала 2006 года украинцы, которые легально работают в Чехии, имеют право на ускоренное (2,5 года вместо 10) получение гражданства в рамках пилотного проекта «Активный выбор квалифицированных иностранных рабочих». С 20 июля 2007 года правительство Польши упростил правила трудоустройства для граждан России, Украины и Белоруссии, сняв ограничения на работу по трудовой визе в течение 3 месяцев. Легально работающие граждане этих стран имеют те же трудовые и социальные права, что и граждане принимающей стороны - минимальный уровень заработной платы, оплату больничного, обслуживание в государственных медицинских учреждениях. В ближайших планах Евросоюза - введение так называемой «голубой карты» - права на свободное передвижение по странам ЕС с целью трудоустройства для граждан стран, которые не являются членами ЕС.

Миграционные процессы поддаются регулированию значительно лучше, чем составляющие естественного движения. При условии сохранения существующих тенденций социально-экономического развития Украины сальдо миграций населения стабилизируется на уровне, близком к современному. В случае стойкого повышения уровня и качества жизни населения объем выбытия из Украины постепенно будет уменьшаться вследствие пом 'якшення действия факторов, стимулирующих отъезд, и благодаря расширению возможностей осуществления обратной трудовой миграции без смены места жительства.

Согласно пессимистическому прогнозу при условии сохранения существующих тенденций социально-экономического развития Украины количество иммигрантов из постсоветских стран будет оставаться постоянной, как и масштабы выезда этих государств. Выезд в России и Беларуси несколько возрастать. Общее сальдо миграций населения стабилизируется на уровне близком к современному.

По оптимистическому варианту прогноза, в течение 2005-2015 гг. возможна интенсификация возвращения этнических украинцев и ранее депортированных по национальному признаку из стран бывшего СССР. Ежегодное количество выбывших к экономически развитых стран постепенно уменьшаться:

- во-первых, из-за исчерпания этнической составляющей этого потока;

- во-вторых, вследствие смягчения действия факторов, которые стимулируют отъезд;

- в-третьих, благодаря расширению возможностей осуществления обратной трудовой миграции до этих стран без смены места жительства.

Повышение уровня жизни населения сделает Украину привлекательной для мигрантов из различных регионов мира, в первую очередь, с афроазийских государств.