Модель атома Томсона

Модель атома ТомсонаОдну из первых моделей строения атома предложил в 1903 г. Дж. Дж. Томсон. Он предположил, что атом имеет форму шара; положительный заряд распределен равномерно по всему объему этого шара, а отрицательно заря­женные электроны находятся внутри него. Радиус атома должен быть равен примерно 10-10 м. Этa величина оценивалась по известным расстояниям между центрами атомов в кристаллических решетках твердых тел.

Дж. Дж. Томсон считал, что перио­дическая повторяемость химических свойств атомов и спектральные зако­номерности получат свое объяснение, если будут найдены радиусы концентри­ческих электронных оболочек внутри положительно заряженного шара, число электронов на каждой оболочке и закономерности их заполнения.

Новая модель атома была предложена Э. Резерфордом в результате проделанных им и его сотрудниками опытов по изучению рассеяния быстрых заряженных частиц при прохождении через тонкие слои вещества. В этих опытах в свинцовый контейнер помещают крупицу радия. Узкий пучок ?-частиц — ионов гелия, испускаемых радиоактивным веществом, направлялся на тонкую металлическую фольгу. За ней помещался экран, покрытый слоем кристаллов сульфида цинка, способных светиться под ударами быстрых заряжен­ных частиц. Вспышки на экране наблюдались глазом с помощью микроскопа. Было обнаружено, что ?-частицы проникают через тонкие металлические пластины почти без отклонения от прямолинейного пути. Так, при прохождении через слой золота толщиной 4*10-7 м большинство ?-частиц отклоняется от прямолинейного пути на углы ? не более 1 - 20.

Вместе с тем небольшая часть ?-частиц испытывала отклонение на значительно большие углы. Сотрудники Резер­форда Э. Марсден и X. Гейгер обнаружили, что в среднем одна из 8000 ?-частиц рассеивается в направлении, обратном на­правлению первоначального движения.