Выброс энергии коллапсара

Астрономов интересуют кандидаты в мощные супермассивные черные дыры в центрах галактик. Сейчас все их усилия направлены на наблюдение так называемых джетов - выбросов излучения и частиц с окраин кандидатов в застывшие звезды в противоположных направлениях на миллиарды километров. Основной компонентой большинства джетов является гамма-излучения, исследование которого может помочь понять механизм образования этих странных объектов, а также измерить две основные характеристики кандидатов в коллапсара: массу и момент вращения. Еще планируется получить в радиодиапазоне с очень высоким разрешением изображения в основах джетов, что поможет определить как «питаются» гипотетические застывшие звезды и как рождаются их джеты.

Свидетельство о существовании космических коллапсаров получить совсем не просто, ведь их невозможно наблюдать из-за полного отсутствия излучения. Правда, астрофизики еще много лет назад отмечали, что вокруг застывших зрение должно возникать радужный ореол концентрических колец из захваченных гравитационным полем световых фотонов. Если луч света проходит достаточно близко, чтобы испытать на себе действие силы тяжести, но одновременно достаточно далеко, чтобы не быть ею захваченным полностью, он может совершить вблизи черной дыры один или несколько оборотов. Однако для наблюдения подобного удивительного эффекта необходимо быть достаточно близко от коллапсара подсвеченного сзади яркой звездой.

Заметим со всей определенностью, что к моменту написания этой книги черные дыры застывших звезд коллапсаров никто еще не наблюдал. Тем не менее, описывая эти очень странные небесные тела, мы не будем постоянно употреблять добавления «кандидаты в», поскольку сейчас уже почти никто из астрономов не сомневается, что множество небесных тел имеют веские косвенные признаки коллапсаров. Иначе говоря, многие небесных явлений астрофизики могут объяснить, только исходя из гипотезы существования черных дыр гравитационных коллапсаров. Подобные загадочные космические объекты и сопутствующие им явления уже давно находятся в центре внимания астрономов и физиков. Прежде всего, ученые надеются выяснить особенности их возникновения, эволюции и роль в образовании галактик.

Недавние открытия позволяют предположить существование черных дыр массой в миллиарды раз есть больше массы Солнца. Видимо, такие сверхмассивные черные дыры есть в центре практически каждой галактики, выполняя ключевую роль в их возникновении. Кроме того, черные дыры возникают на месте выгоревших зрение. И этот процесс сопровождается мощным гамма-всплеском и потоком ультрарелятивистских частиц. Астрофизики считают черные дыры очень странными небесными объектами, внутри которых останавливается время, искривляется пространство. По предварительным оценкам, их количество во Вселенной может достигать миллионов, при этом некоторые из них имеют диаметр всего в несколько километров, а некоторые превышают Солнечную систему. И хотя способность удерживать внутри себя любое излучение относится к главных особенностей застывших звезд, астрономы обнаруживают их по чрезвычайно яркими вспышками, возникающих в окрестности коллапсара когда он поглощает другие небесные тела, включая звезды и галактические газы. При колапсийного застывания звезды происходит взрыв с выделением колоссального количества энергии, сопровождаемый вспышкой гамма-излучения, также фиксируют приборы.