Множественность миров Анаксимандра

Анаксимандр создал картину, объясняющую происхождение Вселенной из вечного апейрона путем выделения горячего и холодного. Сначала образовалась огненная сфера, в центре которой возникла Земля с водной и воздушной оболочками. Затем огненная сфера разорвалась и замкнулась в несколько колец, окружило густое непрозрачное воздуха. В воздушных оболочках колец образовались отверстия, которые люди воспринимают как Солнце, Луна, планеты и звезды. Затмение Солнца и Луны, а также его фазы объясняют закрытием и открытием этих отверстий. Ближе других находится кольцо «блуждающих звезд» - планет. Земля первоначально была покрыта водой. Вода постепенно испарялась, оставаясь во впадинах, - так образовались моря. Высыхая от жары, Земля покрывалась трещинами, в которые проникает воздух, - это приводило к землетрясениям. Первые организмы возникли во влажном месте и были покрыты колючей чешуей. Постепенно они стали выходить на сушу, и из них возникли земные животные и люди. Ученик Фалеса Анаксимандр (около 610-546 гг. Н.э.), развивая учение о архе, выдвинул идею о неопределенности первоначала мира не только в качественном, но и количественном отношении. Так возникла мысль о бесконечности Вселенной и о множественности миров. Есть основание полагать, что Анаксимандр впервые высказался о шарообразности Земли, а возможно, и Вселенной в целом. Первооснову мира он называл «апейроном», что в переводе с греческого означает «беспредельное». Согласно Анаксимандром, апейрон сам по себе не имеет ни качественных, ни количественных характеристик. Он вечен и бесконечен в пространстве. Все начиналось с апейрона. Мир, из него выделился, должен быть подобен шару. И действительно, если сам апейрон не имеет в себе выделенных направлений и любой выделенной точки, то Мир не может возникнуть в единственном экземпляре, при этом миров должно быть много и все они должны быть шаровидные.