Космос и Ойкумена

Наш рассказ о самых невероятных и загадочных фактах сегодняшнего научного поиска мы начнем с краткого экскурса в далекое прошлое. Из темных глубин тысячелетий до нас дошли сведения о первых наивные попытки собрать вместе мозаику знаний об окружающей реальности и создать теорию мира. Достоверно известно лишь о первых опытах древнегреческих ученых, строили космические учения на основе окружающих земных элементов. Само понятие «космос» по-гречески означает нечто возвышенное - «строение», «порядок», «украшение». В этом смысле понятие космоса равноценное всей Вселенной, включая его населенную часть - Ойкумену. Мир в античном восприятии представляли как упорядоченную по законам логики и гармонии мироздание, существует ради каких-то высших целей. Термин «гармония» с греческого означает «связь», «созвучность», «согласие».

 

Идея гармоничного единства мира и человека впервые была выражена в философии природы, которую начал Фалес Милетский (примерно 625-547 гг. Н.э.). Опираясь на веру в силу человеческого разума, древнегреческие философы отрицали принципиальную непостижимость Вселенной. Они смело брались за создание теорий, связывающих все явления окружающего мира. На этом пути были совершены удивительные открытия в области теории познания. Некоторые из них привели к возникновению таких универсальных инструментов научного поиска, как метод диалектического материализма, и по сей день составляет основу философии науки.

 

Итак, первым более-менее точно известной универсальной теорией Вселенной можно считать творчество одного из легендарных «семи мудрецов» Эллады по имени Фалес (примерно за 600 лет до н. Э). Он строил свою общую теорию реальности на парадоксальной тезисе - «все есть вода». Афористично это можно выразить так: «Все приходит из воды и в воду же возвращается». Так впервые была воплощена мысль о единстве мира. Утверждение Фалеса явно противоречит повседневному опыту, оно парадоксально. Разве земля и небо, горы и облака, деревья и животные - это вода? Возможно, в организмах живых существ и содержится довольно много влаги, но этого еще недостаточно для того, чтобы утверждать, что это вода. Вероятно, мудрец из ионийского города Милета имел в виду что-то другое - неочевидное, но очень важное для греков. Нам мало известно о материалистическую натурфилософии времен Фале-са. Произведения его до нас не дошли. Более или менее точно известны несколько утверждений Фалеса и названия некоторых его произведений: «О началах», «О солнцестояния», «О равноденствия», «Морская астрология».

 

Историки античности издавна пытаются воспроизвести умозрительные построения одного из первых ученых философов. Вспомним, что традиция античных логических построений прежде всего вытекала из запрета на сверхъестественное объяснение возникновения единого мироздания. Итак, из ничего Мир возникнуть не мог, иначе произошло бы чудо. Итак, наша Вселенная могла возникнуть только из другого мира. Между этими мирами должно существовать некое общее начало, связывающее старый мир и возникает из него новый. Это единое начало должно быть максимально универсальным и в то же время простым. Если задуматься, то из окружающих элементов трудно подобрать более единую первооснову всего возникающего, чем обычная вода.