Эрида - белое тело Солнечной системы

Эрида (136199 Eris) был открыт 21 октября 2003 Майком Э. Брауном из Калифорнийского технологического института, Чедвиком Трухильо из обсерватории Джемини и Дэвидом Рабиновица из Йельского университета.

Диаметр Эриды - около 2330 км. Первооткрыватели, а вслед за ними NASA объявили этот объект десятой планетой Солнечной системы, однако 24 августа 2006 Международный астрономический союз утвердил новое определение планеты, по которому Эрида ею не является. Объект был отнесен к категории «карликовых планет».

Для Эриды раньше использовали временные названия: 2003 UB313, Ксена, Зена (Xena) и Лила (Lilah). Название «Эрида» в честь греческой богини раздора было принято Международным астрономическим союзом 13 сентября 2006. (Эрида не следует путать с другими крупными транснептунового объектами, в частности с Седной и Хаумеа.)

Недавние расчеты сделали Эрида одним из тел, больше отражают излучения оптического диапазона в Солнечной системе, примерно на одном уровне с Энцеладом.

Экстремальная белье Эриды рассказала астрономам об атмосфере, способную то исчезать, то появляться. Такой вывод был сделан после точного в настоящее время измерения диаметра маленькой планеты.

Установлено, что карликовая планета Эрида отражает 96% света, падающего на нее, сообщает Space.com. То есть она ярче, чем снег свежевыпавший на Земле. Предыдущие измерения давали скромную величину - 86%, поскольку ранее считалось, что Эрида имеет несколько большие размеры. Но уже то, первое значение альбедо уступало лишь показателю ледяного Энцелада. Что уж говорить о новом измерения - Эрида оказалась «белее белого».

Международная команда ученых опубликовала в Nature свежие результаты изучения Эриды, в частности, итоги измерений, выполненных во время затмения этой карликовой планеты далекой звезды. Согласно опубликованным результатам диаметр Эриды составляет 2326 ± 12 км.

Для сравнения, диаметр Плутона оценивается в 2322-2344 км (по разным источникам), но на деле неопределенность здесь гораздо выше, чем с Эридой (некоторые специалисты указывают разброс и вовсе 2300-2400 км). Все дело в наличии на Плутоне слабенькой атмосферы, затрудняет измерения.

Получается, что по размеру эти два тела - практически близнецы. Но по строению: средняя плотность Эриды оказалась равна 2,52 грамма на кубический сантиметр - более чем на четверть выше, чем у Плутона.

Это говорит о том, что Эрида - скальное тело (85% скальных пород), покрытое сравнительно тонкой мантией изо льда. Лед украшает и поверхность этой карликовой планеты. С ним и связано «яркое открытие».

Ученые говорят, что удивительная белье поверхности Эриды обусловлена водяным льдом, смешанным с замерзшим азотом и метаном (последний составляет тонкий слой меньше 1 миллиметра). И это фактически является покрыта изморозью атмосфера Эриды. Ведь ее орбита сильно вытянута (эксцентриситет 0,44), и сейчас белоснежная карликовая планета находится на расстоянии 95,7 астрономических единиц от Солнца.

Когда Эрида приближается к светилу (до 37,8 а.е. в перигелии), лед сублимирует, создавая зыбкую временную атмосферу, снова выпадает инеем по мере очередного приближения к афелия. (Первые признаки такого цикла ученые обнаружили еще в 2008 году.)

Наконец, исследователи оценили температуру на дневной стороне Эриды - минус 238 градусов по Цельсию. На ночной стороне она, соответственно, еще ниже.