Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды

Государственная политика в области охраны окружающей среды заключается в разработке необходимых мер по охране и научно-обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранение чистоты воздуха и воды, обеспечения воспроизводимости природных ресурсов и улучшения окружающей человека среды. Этот подход к охране окружающей среды должен быть подкреплен системой законодательных актов и нормативно-технических документов в области охраны природы.

 

С целью создания правовой базы охраны окружающей среды, Верховная Рада Украины 25 июня 1991 года приняла Закон "Об охране окружающей природной среды", который предусматривает систему гарантий экологической безопасности человека и вносит определенную упорядоченность в систему управления в области природопользования.

 

Украина осуществляет на своей территории экологическую политику, направленную на сохранение безопасной для существования живой и неживой природы окружающей среды, защиты жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды, достижение гармоничного взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводства природных ресурсов.

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

 

В соответствии со статьей 1 настоящего Закона, задачей законодательства об охране окружающей природной среды является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращения и ликвидации негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.

 

В статье 3 этого Закона определены основные принципы охраны окружающей природной среды:

 

приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;

 

гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

 

мера характер мероприятий по охране окружающей природной среды;

 

экологизация материального производства на основе комплексности решений в вопросах охраны окружающей среды, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;

 

сохранения пространственной и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;

 

научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основе сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей природной среды;

 

обязательность экологической экспертизы;

 

гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых на состояние окружающей природной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;

 

научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

 

бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;

 

взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;

 

решение вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом степени антропогенной сменности территорий, совокупности действия факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку;

 

 

В соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей природной среды", разработаны соответствующие другие законопроекты, которые определяют политику государства при охране отдельных элементов окружающей среды путем регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды, а именно:

 

Закон "О природно-заповедном фонде Украины" (1992 год);

 

Закон Украины об охране атмосферного воздуха (1992 год);

 

Закон Украины о растительном мире (1999 год);

 

Закон Украины о животном мире (2001 год);

 

Закон Украины о Красной книге Украины (2002 год);

 

Лесной кодекс Украины (1994 год);

 

Кодекс Украины о недрах (1994 год);

 

Водный кодекс Украины (1995 год);

 

Земельный кодекс Украины (2001 год).

 

Кроме того, есть законопроекты, регулирующие отдельные области деятельности человека, которые могут влиять на экологическое состояние окружающей среды. В частности, это Закон Украины об экологической экспертизе (1995 год).

 

Государственную политику в области охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты населения и окружающей среды от негативного влияния хозяйственной деятельности путем регулирования экологической, ядерной и радиационной безопасности на объектах всех форм собственности осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов

 

Украина. В 2004 году Указом Президента Украины это Министерство разделено на Министерство охраны окружающей природной среды Украины и Государственный комитет Украины по природным ресурсам. На эти органы исполнительной власти с учетом их региональных структур возложены различные задачи по охране природы и охраны окружающей среды. Именно на них возложено проведение экологической экспертизы, организации системы государственного мониторинга окружающей природной среды, природоохранное инспектирование и экологическая паспортизация территории и т.д..

 

Кроме того, контроль за соблюдением требований экологической безопасности и защите населения от негативного влияния факторов окружающей среды осуществляется санитарно-эпидемиологическими станциями, которые относят к Министерству здравоохранения Украины и действующих на основании Закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" (1994 год).

 

При организации мероприятий по охране природы следует учитывать ряд методологических принципов, базирующихся на знаниях экологических законов и на понимании целостности природной среды.

 

Все явления природы имеют множество значений и должны оцениваться с разных точек зрения. Ни одно явление в природе не может иметь только положительные или только отрицательные последствия для природы. К природным явлениям следует относиться, прежде всего, с точки зрения поддержания саморегуляции природы.

Необходимо максимально учитывать особенности местных условий при организации мероприятий по охране природы, охране окружающей среды человека и использованию природных ресурсов. Этот принцип называют правилом региональности.

Охрана одного природного объекта требует одновременной охраны других объектов, непосредственно связанных с ним. Этот принцип сомнения. Например, интенсивное охрана копытных животных приводит к истощению растительности, что ставит под угрозу равновесие в данной экологической системе. В этот принцип справедлив и используется в заповедном деле подобное.

Учет этих правовых и методологических принципов охраны окружающей среды позволит рационально воплощать соответствующие меры по охране природы и среды обитания человека.

 

Одним из ключевых вопросов охраны природы и среды обитания человека является загрязнение объектов окружающей среды, выявление источников загрязнения, изучение последствий этого процесса и разработка мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения объектов окружающей природной среды. С экологической точки зрения, загрязнения окружающей среды - это внесение в экологические системы несвойственные им компонентов живой или неживой природы и обусловленные этим внесением структурные изменения, которые нарушают круговорот веществ, функционирования экосистем и подавляют жизнедеятельность организмов, является причиной разрушения экосистем или снижения их производительности .

 

Безусловно, это определение загрязнения окружающей среды является общим, но оно отражает всю полноту опасности этого явления. При рассмотрении вопроса охраны конкретных объектов окружающей среды срок загрязнения будет уточненным.

 

В соответствием с действующими нормативными документами, под загрязнением понимают ухудшение качества объекта природы или среды обитания человека.

 

Важным вопросом охраны окружающей среды является изучение влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, выявление и систематизация источников такого воздействия, оценка последствий воздействия и разработка мероприятий по минимизации последствий этого воздействия. Проявления воздействия хозяйственной деятельности на природную среду могут быть разными. Это использование и изъятие природных ресурсов, в том числе полезных ископаемых, это и изъятия компонентов биоценозов, и загрязнение природной среды и т.п.. Выделяют четыре основных уровня, влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, которые имеют разные последствия. При таком уровне вмешательства природные ресурсы исчерпываются, а отдельные неисчерпаемые ресурсы могут переходить в разряд исчерпывающие возобновляемых.

 

В целях защиты окружающей среды от негативных факторов влияния, необходимо устанавливать как нормативы качества природной среды, так и нормы антропогенной нагрузки на природную среду.

 

Важное значение при организации мероприятий по охране окружающей природной среды имеет единство подходов к этим вопросам. Возникла необходимость стандартизации ряда терминов, определений, правил, требований к качеству объектов окружающей среды, требований к методам и средствам контроля состояния объектов окружающей среды, а также требований к устройствам, аппаратов и сооружений, которые используются для защиты окружающей среды от загрязнения и других негативных факторов.

 

С этой целью на Украине действует Государственная система стандартов в области охраны природы. Эта система стандартов, которая осталась нам в наследство от бывшего СССР, состоит из комплексов и групп взаимосвязанных стандартов (межгосударственных, стран СНГ - ГОСТы), соблюдение которых обеспечит сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Выполнение требований стандартов в соответствием с областью его использования и сферой действия - "Охрана природы" является обязательным для всех хозяйствующих субъектов, независимо от формы их собственности. Каждый стандарт содержит пометку: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону».

 

Государственная система стандартов Украины состоит из девяти комплексов стандартов и восьми групп стандартов, которые разделены по объектам стандартизации и по отрасли их использования.

 

В систему стандартов входят такие комплексы стандартов с индексами:

 

0 - комплекс стандартов организационно-методического характера в области охраны природы;

 

1 - комплекс стандартов в области охраны и рационального использования вод, "Гидросфера";

 

2 - комплекс стандартов в области защиты атмосферы;

 

3 - комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв;

 

4 - комплекс стандартов в области улучшения использования земель;

 

5 - комплекс стандартов в области охраны флоры;

 

6 - комплекс стандартов в области охраны фауны;

 

7 - комплекс стандартов в области охраны и преобразования ландшафтов;

 

8 - комплекс стандартов в области охраны и рационального использования недр.

 

В зависимости от области использования стандарта, система стандартов предусматривает классификацию их по группам:

 

0 - основные положения;

 

1 - термины, определения, классификации;

 

2 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

 

3 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных действий;

 

4 - требования к устройствам, аппаратов и сооружений, используемых для защиты окружающей среды от загрязнений;

 

5 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих веществ и показатели интенсивности использования природных ресурсов;

 

6 - требования к средствам контроля и измерений параметров природной среды;

 

7-другие стандарты.

 

Номер стандартов в области охраны природы с общим классификатором - 17. Структура обозначения государственных стандартов следующая:

 

ГОСТ 17. Номер комплекса. Номер группы. Порядковый номер стандарта и год его регистрации.

 

Например:

 

ГОСТ 17.2.1.01-76. "Охрана природы (17). Атмосфера (2). (1) Классификация выбросов по составу ". 01 - порядковый номер стандарта. 76 - год регистрации стандарта.

 

ГОСТ 17.2.6.01-86. "Охрана природы (17). Атмосфера (2). (6) Требования к устройствам отбора проб воздуха ". 01 - порядковый номер стандарта. 86 - год регистрации стандарта.

 

ГОСТ 17.1.5.02-80. "Охрана природы (17). Гидросфера (1). (5) Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов ". 02 - порядковый номер стандарта. 80 - год регистрации стандарта.

 

Введение стандартов - это осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение требований, указанных в стандарте в соответствии со сферой его использования. Соблюдение этих требований при организации хозяйственной деятельности обеспечит соответствующее качество природной среды и минимизирует последствия антропогенного воздействия на природную среду.

 

Если в будущем Украина присоединится к Европейскому союзу, необходимо будет пересмотреть государственную систему стандартов в области охраны природы. Это может быть осуществлено путем принятия (признания) Международных стандартов (КО) или приближения собственных украинских стандартов (ДСТУ) с Международными.

 

Собственная система стандартов Украины (ДСТУ) в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов четкой структуры, что затрудняет поиск некоторых нормативных документов. Номера соответствующих стандартов (ДСТУ) принимаются в порядке их принятия. Например, ДСТУ 3041-95 "Система стандартов в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Гидросфера. Использование и охрана воды. Термины и определения ".

 

Кроме системы стандартов по охране природы, на Украине действует система санитарных норм и правил (СанПиН). Например СанПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения», которые введены в действие с 01.01.1989 года. Выполнение требований СанПиН также является обязательным для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм их собственности, но основная цель СанПин - защита человека от воздействия негативных факторов окружающей среды. Система санитарных правил и норм также не имеет четкой структуры.