Млечный Путь. Звездные скопления и ассоциации. Туманности

Галактика Млечный путь

Млечный Путь. Млечный Путь - это относительно яркая серебристо-белая полоса на звездном небе, которую древние греки назвали «галактикос» (от греч. «Гала» - «молоко»). В северном полушарии неба Млечный Путь проходит через созвездие Близнецов,  Тельца, Возничего, Кассиопеи, Цефея, Лебедя. В этом созвездии он раздваивается и двумя полосами проходит через созвездие Орла, а дальше, в южном полушарии неба, Щита, Стрельца, Змееносца и Скорпиона. Описав дугу в 25 ° от Южного полюса мира, в Украине он появляется над горизонтом в созвездии Большого Пса и Единорога, переходя в северное полушарие неба через созвездие Ориона.

Кольцо Млечного Пути образуют ближайшие к нам звезды Галактики, которая как звездная система имеет вид диска или двояковыпуклой линзы. Для первых ее исследователей это кольцо создавало впечатление, что Солнце находится в центре Галактики. Как увидим далее, это совсем не так.
При обсуждении строения Галактики еще В. Гершель через середину Млечного Пути провел воображаемую плоскость, впоследствии названную галактической. Подсчитывая количество звезд, которые видны в телескоп в любой из 1083 небольших, но одинаковых участков неба, расположенных на разных угловых расстояниях от упомянутой плоскости, Гершель построил первую модель Галактики. В этой модели Галактика выглядела диска диаметром 5 800 и толщиной 1 100 св.р. Теперь можно сказать, что он умалил размеры Галактики в 17 раз, потому что не учел поглощения света зрение межзвездным газом, о котором тогда не знали.
Звездные скопления и ассоциации. Некоторая часть зрение Галактики объединена в скопления, то есть в группы, которые связаны между собой взаимным притяжением и поэтому движутся в пространстве как единое целое. Различают два вида звездных скоплений: рассеянные и шаровидные.
Рассеянные звездные скопления состоят из нескольких десятков, сотен, иногда тысяч звезд и имеют неправильную форму, их диаметры составляют 10-20 св.р. Почти все рассеянные звездные скопления находятся в районе Млечного Пути или вблизи него. их выявлено около 1 200, а самые известные из них - Плеяды и Гиады. В частности, в Плеядах невооруженным глазом видно лишь семь-десять звезд, а при наблюдении в телескоп - более двухсот.
Шаровидные звездные скопления имеют сферическую или слегка сплющенную форму диаметром до 300 св. г. Они насчитывают сотни тысяч и даже миллионы звезд, которые группируются в центр.
Как показали наблюдения, большинство шаровидных звездных скоплений находятся в одной части неба в созвездии Стрельца. Правильный вывод из этого еще в 1918 г. совершил американский астроном X. Шепли. Определив расстояния до 70 шаровых скоплений, он доказал, что они сгруппированы вокруг центра Галактики. Сам же центр Галактики находится в созвездии Стрельца несколько ниже заре х, почти на стыке «границ» созвездий Стрельца, Скорпиона и Змееносца.
В отличие от рассеянных скоплений, все шаровидные скопления располагаются сферически-симметрично относительно центра Галактики, заметно концентрируясь вокруг него.
Очень показательна разница диаграмм спектр-светимость для рассеянных и шаровых скоплений. В рассеянных звездных скоплениях много массивных ярких звезд, а также переменных, вспыхивающих и зрение с необычным химическим составом. Все они укладываются на главную последовательность, тогда как красных гигантов и сверхгигантов там практически нет. Это свидетельствует о том, что возраст рассеянных скоплений в среднем составляет всего 1 млрд лет. Шаровидные скопления, наоборот, в большинстве состоят из звезд маломассивные, на поздних этапах эволюции. На диаграмме спектр-светимость они от спектрального класса F0 широкой полосой простираются практически вертикально вверх в зону красных гигантов. Возраст шаровых скоплений оценивают в 10-12 млрд лет.
В 20-х годах XX в. внимание астрономов привлекли группы бело-голубых звезд, которые впоследствии получили название ОВ-ассоциаций. Исследуя их, в 1952 г. В. А. Амбарцумян заключил, что процесс группового формирования звезд продолжается и в наше время. Тогда же он открыл группы переменных типа Т Тельца, которые получили название Т-ассоциаций. Это - молодые звезды.
Туманности. Не только звезды населяющих нашу Галактику. Межзвездное пространство заполнено газом и пылью. Эти газ и пыль очень разреженные - одна частица на 10 см3. И порой они образуют огромные по размерам (10-100 пк), достаточно плотные (10-100 частиц в 1 см3), неправильной формы облака - диффузные туманности. Диффузные туманности делятся на светлые и темные.
В темные августовские ночи, когда созвездие Лебедя почти в зените, можно видеть, что Млечный Путь, начиная от Денеба - ярчайшей звезды в Лебеде, двумя сверкающими лентами тянется до горизонта и дальше под горизонт до созвездия Кентавра. Во многих его участках есть зоны, где почти отсутствуют яркие звезды. Так проявляют себя темные туманности, которые поглощают свет звезд, которые находятся дальше. Массы отдельных из них достигают 10 000м
Если вблизи туманности достаточно звезда, то туманность отражает ее свет и благодаря этому становится светлой туманностью. Если же звезды, находящиеся вблизи или внутри туманности, очень горячие (спектрального класса О или ВО), то, ионизируя своим ультрафиолетовым излучением газ, входящий в ее состав, они заставляют его светиться так же, как это происходит в полярных сияниях на Земле . Тогда к отраженному пылью света добавляется собственное излучение газов туманности.
Самой известной среди светлых туманностей является знаменитая туманность Ориона, которая видна даже невооруженным глазом как слабенькую облачко. Размер этой туманности примерно 20 св. p., расстояние до нее - почти 1 000 св. г.
Интересно, что в этой туманности (как в общем и других), кроме молекул и атомов водорода, найдены молекулы кислорода, воды, циана, метана, окиси углерода и сложных органических молекул.
Кроме диффузных, существуют также компактные туманности правильной формы. Они подразделяются на волокнистые и планетарные. И если именно с диффузными туманностями связывают на сегодняшний день образования звезд суть волокнистые и планетарные туманности формируются на заключительных стадиях развития зрение из сброшенных ими оболочек. По крайней мере часть волокнистых туманностей - это остатки вспышек сверхновых. Одна из них - уже упоминавшаяся Крабовидная туманность из созвездия Тельца, расстояние до которой составляет 5 500 св. p., а видимая звездная величина 8,6.
Планетарными названо туманности кольцеобразной формы, которые издали выглядят слабых колец или дисков. Среди них и планетарная туманность Улитка из созвездия Водолея. Расстояние до нее - всего 650 св. г. Такие туманности расширяются со скоростями 20-40 км / с, так что через 10-20 тыс. лет после «рожденные ния» они рассеиваются в пространстве и становятся невидимыми. Планетарные туманности светятся за счет ультрафиолетового излучения тех звезд, чьими оболочками они некогда были.
Как уже было упомянуто, часть вещества в межзвездной среде находится в распыленном состоянии. Благодаря поглощению ею света от далеких звезд в их спектрах обнаружено линии поглощения, принадлежащие атомам и молекулам межзвездного газа.

Загрузка...