Календарь и его типы

Календарь и его типы

Лунный календарь

Календарем принято называть определенную систему счета промежутков времени с разделением их на отдельные периоды - годы, месяцы, недели, дни.
Слово «календарь» происходит от латинских слов «Кале» - «провозглашаю» и «календариум» - «долговая книга». Первое напоминает о том, что в Древнем Риме (откуда к нам пришел наш календарь) начало каждого месяца провозглашалось отдельно, а второе - что там первого числа каждого месяца платили проценты по долгам.
Астрономическими прообразами календарных единиц - месяца и года - стали соответственно продолжительности синодического месяца S = 29,53059 суток и тропического года Ту = 365,24220 суток.


В зависимости от своих традиций, образа жизни и религиозных представлений люди в древности разработали различные типы календарей: лунные, лунно-солнечные и солнечные.
1. Лунный, лунно-солнечный и солнечный календари. В лунном календаре год состоит из 12 календарных месяцев. В древности математике дней в новом месяце производилось от первого появления узкого серпа Луны на вечернем небе, продолжительность месяца сравнивалась с изменением фаз Луны.
Соответствующая этом длительность астрономического лунного года равна 12 • 29,53059 суток = 354,367 доли. Число 354 можно представить так: 6 • 30 + 6. 29. То есть можно ввести календарный год продолжительностью 354 суток, в котором вообще будет насчитываться 6 месяцев по 30 суток и 6 месяцев по 29 суток. А чтобы начало календарного месяца можно точнее соответствовал новолуния эти месяцы должны чередоваться. В среднем за каждые три года из остатка в 0,367 суток накапливается не более одних суток. Чтобы учесть это, нужно в течение каждых тридцати лет 11 раз равномерно прибавлять по одному дню. Год, содержащий 354 суток, принято называть простым, а год в 355 суток - удлиненным или високосным. Лунный календарь используется в странах, где исповедуется ислам.
Для согласованной продолжительности солнечного и лунного года используют лунно-солнечные календари. В таких календарях меньшие промежутки времени (месяцы) измеряют с изменениями фаз Луны (календарных месяца насчитывают 30 и 29 суток). Но поскольку 12 таких месяцев - это 354 суток, тогда как тропический год на 11 суток длиннее, в математике месяцев в году чаще 7 раз за каждые 19 лет вставляли дополнительный 13-й месяц. Ибо 19 тропических лет практически уровне 235 синодическим месяцам - это так называемый Ментоне цикл. Поэтому, как это видно из Таблицы "Дать новой луны" (см. Приложения), через каждые 19 лет те же фазы Луны приходятся на те же календарные числа. Однако через каждые 216 лет конкретная фаза Луны смещается по датам нашего календаря на сутки вперед (от, скажем, 21 марта до 22 и т.д.).
Лунно-солнечный календарь официально используется только в Израиле. На основании лунно-солнечного календаря проводят вычисления дат христианской Пасхи и связанных с ней других праздников (Вознесения, Троицы). В прошлом же он повсеместно был наиболее употребляемым.
В солнечных календарях за основу учета времени принимают смену времен года, тогда как на смену фаз Луны не учитывают. Первоосновой нашего солнечного календаря был юлианский календарь, введенный 1 января 45 г. до н. е. римским политическим деятелем и верховным жрецом Юлием Цезарем. Поскольку тогда уже было известно, что солнечный год содержит около 365,25 суток, в этом календаре три из каждых четырех лет были простыми и имели по 365 суток, а четвертый - високосный - 366 суток. По сравнению с тропическим годом средний год юлианского календаря был длиннее всего на 0,0078 суток. Разница небольшая, но за каждые 128 лет из этих частиц накапливалась целая эпоха. Итак, если в 300 г. н. э весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, то через 128 лет - на 20, еще через 128 лет - на 19 и т. д.
К середине XVI в. дата весеннего равноденствия сместилась уже на 10 суток и приходилась на 11 марта. С датой весеннего равноденствия связан самый большой христианский праздник - Пасха. На Никейском (325 г.) церковном соборе было принято праздновать ее в ближайшее воскресенье после полнолуния, которая наступала после весеннего равноденствия. Считалось, видимо, что дата дня весеннего равноденствия находится «навсегда». Но поскольку настоящее весеннее равноденствие постепенно смещалось в сторону 1 марта, то создалась такая ситуация: если, например, в XVI в. полнолуние выпадала на 18 марта, весенней считали не ее, а следующую - 17 апреля. Итак, праздник Пасхи зсувалося в
сторону лета.
В 1582 г. римский папа Григорий XIII провел реформу календаря. Чтобы вернуть весеннее равноденствие с 11 на 21 марта, с счета дней было изъято 10 суток: после 4 октября 1582 г. наступила не 5, а 15 октября. И чтобы впредь такая ошибка не возникала, было принято из каждых 400 лет изымать трое суток: столетние годы, число сотен которых не делится без остатка на 4, считают простыми - по 365 суток (такими были годы 1700, 1800, 1900 и будет 2100 - и). Этот исправленный календарь получил название григорианского или нового стиля.
Средняя продолжительность года григорианского календаря (за 400 лет) составляет 365,2425 суток, что лишь на 26 с превышает продолжительность тропического года. Поэтому и погрешность на одни сутки накапливается в этом календаре около 3 300 лет. Итак, григорианский календарь в целом точно отражает астрономические события, хотя на протяжении 400 лет весеннее равноденствие в нем приходится на даты 19, 20 и 21 марта.
2. О нашей эре. В своей практической деятельности человек нуждается в определенной системы учета лет. При этом не имеет существенного значения, какой год в этой системе было названо первым.
Та или иная система счета лет называется э. Иначе, эрой названо всю совокупность лет, отмеченных от определенной начальной точки, называемой эпохой (с греч. «Эпоха» - остановка).
История показывает, что исходным моментом может быть событие реальная (начало царствования какого императора, война, стихийное бедствие и т.п.) или выдуманная, легендарная, часто связана с религиозными верованиями. Вообще говоря, для счета лет не имеет никакого значения даже то, дата события указана правильно, или ошибочно. Главное, чтобы счет лет от выбранного момента проводился непрерывно, без пропусков и повторений. Математике лет «от Рождества Христова» (в действительности - «от воплощения Господа», то есть от праздника Благовещения), которую мы называем нашей эрой, основал в 525 г. римский монах Дионисий Малый, который составлял в то время новые таблицы дат Пасхи.