Красное смещение в спектрах галактик

Смещение в спектрах галактик

Красное смещение в спектрах галактик. Скорости, с которыми небесные объекты (зори, галактики и тому подобное) двигаются относительно Земли, определяют через спектроскопические измерения. Этот способ основывается на использовании эффекта допплера и предусматривает получение спектра излучения данного подвижного объекта. Как известно, при относительном движении приемопередатчика (наблюдателя) и источника света в спектре последнего изменяются длин волн электромагнитного излучения, которое принимается.

Если приемопередатчик и источник приближаются друг к другу, то длины излучаемых волн уменьшаются, смещаясь к фиолетовому участку спектра. Если приемопередатчик и источник отдаляются один от другого, то длины излучаемых электромагнитных волн, напротив, увеличиваются, смещаясь к красному участку спектра. Эти явления имеют названия соответственно фиолетового и красного смещения.

Сопоставляя линии и полосы известных химических элементов и соединений, которые присутствующие в спектрах подвижных объектов, с соответствующими линиями и полосами в лабораторных спектрах, то есть в спектрах неподвижных объектов, можно сделать вывод о величине смещения, а следовательно, и о скорости движения объекта в пространстве.

Изучая далекие галактики, Е. Габбл еще в 1928 г. обнаружил красное смещение в их спектрах и на этом основании рассчитал скорости, с которыми они двигаются в пространстве. Оказалось, что скорости отдаления галактик прямо пропорциональные расстояниям к ним, то есть V = Нг; где V - скорость, г - расстояние, а Н - некоторая стала величина, которая указывает на сколько километров на секунду увеличивается скорость объекта на каждый мегапарсек расстояния. Обнаружена Габблом закономерность имеет название закона Габбла, а вели-

сочевичник Н называется постоянной Габбла. В наше время стала Габбла равняется 70 км/(Мпк с), то есть на каждый мегапарсек скорость отдаления объекта растет на 70 км/с.

На сегодняшний день выяснено, что для абсолютного большинства внегалактических объектов присущее красное смещение линий в спектрах. А следовательно, все они отдаляются от нашей Галактики и тем быстрее, что дальше от нас находятся.

При таком положении вещей кажется, что наша Галактика занимает центральное положение во Вселенной. Ведь все другие галактики разбегаются от нее в разные стороны. И что дальше, то быстрее. Галактики как будто разсовуют собой какую-то громадную сферу, в центре которой есть наша Галактика. Но достаточно быстро такое представление было опровергнуто, подобно тому, как это было сделано в свое время относительно центрального положения Земли во Вселенной.

Для расширения Вселенной характерным является то, что где бы мы в нем не были, в любом его уголке мы увидим одну и ту же картину: все галактики от нас отдаляются, подчиняясь закону Габбла, - тем быстрее, что дальше они от нас. То есть: скорости галактик пропорциональны расстояниям к ним. Мы можем как угодно долго и как угодно далеко странствовать во Вселенной, но в любой его точке будем наблюдать: все галактики отдаляются от этой точки со скоростью пропорциональной расстояния от нее.

Это значит, что во Вселенной нет центра, от которого идет расширение. В будь- какой его точке и в любом направлении расширяется пространство между крупными материальными группировками. Но сами группировки благодаря "плотным объятиям" гравитации держатся вместе.