Классификация галактик

Классификация галактик. Современная внегалактическая астрономия была основана трудами американского астронома Е. Габбла. В 1924 p., работая на телескопе с диаметром зеркала 250 см (обсерватория Маунт-Уилсон), он одним из первых обнаружил звездное строение Туманности Андромеды и некоторых других туманностей. Габбл обнаружил также то, что эти галактики находятся далеко за пределами Млечного Пути и таким образом установил, что наша галактика - не единая звездная система во Вселенной.

Галактики - основные "кирпичики", из которых в наше время складывается Вселенная, - это гигантские звездные системы, связанные в единое целое гравитационным взаимодействием.

Галактики разделены в пространстве огромными расстояниями. От многих из них свет летит к нам сотни миллионов и миллиарды лет. То же не удивительно, что изучать их можно лишь в мощные телескопы. На небе Земле есть лишь три галактики, которые можно увидеть невооруженным глазом. Одна из них - туманность Андромеды - доступная для наблюдений в Украине. Эта крупная, похожая на нашу галактика удалена от нас на 2,5 млн. св.p.

Две других галактики - Большой и Малой Магеллановые Тучи, названные в честь Фернана Магеллана, сделавшего первое кругосветное путешествие, - наблюдаются в Южном полушарии вблизи южного полюса мира. Эти маленькие звездные острова неправильной формы, спутники Млечного Пути, удаленные от нас соответственно на 190 и 160 тысяч св.р. Связаны между собой гравитационно, они образуют двойную систему и соединяются с нашей Галактикой огромным газовым мостом - Магеллановым Потоком.

Мир галактик чрезвычайно разнообразен. Поэтому не удивительно, что на сегодня существует несколько классификаций этих объектов. Первую / очень удачную попытку классифицировать галактики за их внешним видом осуществил в 1925 г. Е. Габбл. Он выделил три типа галактик : эллиптические; спиральные и неправильные.

В эллиптических галактиках (их помечают буквой Е) заре распределены преимущественно сферически симметрично, что делает их похожими на шарообразные скопления. Эллиптические галактики подразделяются на группы, которым предоставлены номера от 0 до 7. Почти сферические звездные системы имеют номер ЕО, а с удлиненной формой, которая напоминает сигару, - номер Е7. Однако заметим: сплющенная галактики зависит от угла зрения, под которым ведется наблюдение. Например, галактика ЕО, которая кажется идеально сферической, может оказаться несколько сплющенной при взгляде на нее из другой точки пространства. Звездное время является ключевым этапом при открытии новых звездных тел.

В эллиптических галактиках содержатся преимущественно старые зори звездного населения II, среди которых самые яркие - красные гиганты. Именно они окрашивают в красноватые цвета всю галактику в целом. Из-за отсутствия в таких галактиках межзвездной материи процессы звездосоздания в них не происходят. Массы эллиптических галактик сильно отличаются между собой: от меньше 1 миллиона (карликовые эллиптические галактики) до нескольких тысяч миллиардов солнечных масс (гигантские эллиптические галактики).

Для спиральных галактик (S) свойственная структура в виде плоского тонкого диска, где локализуется большая часть зрение. В диске четко выделяются спиральные рукава, или ветки, которые обвертывают центральную светящуюся зону - балдж. В зависимости от степени "закрученности" рукавов, эти галактики подразделяются на три типа. Системы с гладкими, туго закрученными рукавами относят к типа Sa. Они имеют яркий и протяжный балдж, а рукава - нечеткие и размытые.

Если спирали более мощные и более четкие, а центральная зона выделяется меньше, то такие галактики относят к типа Sb. При наличии клочковатой спиральной структуры и балджа, что выделен слабо, галактики относят к типа Sc.

К отдельной группе принадлежат спиральные галактики с перемычкой (SB) : ядро галактики пересекает прямая звездная полоса - перемычка, или бар, из которой и "растут" спирали. В зависимости от внешнего вида спиралей, эти галактики также подразделяются на три типа (SBa, SBb и SBc). В целом обычных спиральных галактик и галактик с перемычками есть больше половины от общего их количества.

Диски спиральных галактик обычно состоят из молодых зрение звездного населения И, которые главным образом локализуются в спиралях. Старые зори населения II находятся преимущественно в гало, то есть на периферии галактики. Кроме того, межзвездное пространство в дисках спиральных галактик заполнено большим количеством пыли и газа, из которых активно образуются зори.

Все другие галактики из-за невозможности определить их форму классифицируются как неправильные (Іг). Массы этих галактик очень малые (сотые части массы нашей Галактики), и обычно они являются спутниками больших галактик. Типичный пример таких звездных систем - Магеллановые Тучи - галактики-спутники нашей звездной системы. В неправильных галактиках содержится много межзвездных веществ и молодых зрение.

Следовательно, галактики - это громадные звездные острова, подобные нашей Галактике, но в то же время по своим главным характеристикам и характеристикам звезд: формой, массами, размерами, светимостью - галактики очень отличаются между собой. Они состоят из сотен миллиардов зрение той же природы, что и в Галактике. Межзвездное пространство в галактиках также, как и в нашей, заполненный газом и пылью, что порою образуют туманности. Как и в нашей Галактике, зори во многих других галактиках рождаются и умирают.

Таким способом мир галактик демонстрирует нам универсальность законов Вселенной и подтверждает мысль о единственности всего материального мира.