Звездные скопления и ассоциации

Звездные скопления

Звездные скопления и ассоциации. Главные объекты Галактики - это звезды. Разных размеров и массы, разных светимостей, разного возраста их насчитывают до 400 млрд. Но с учетом открытых в последнем десятилетии XX в. коричневых карликов, которые имеют массы в пределах 0,013-0,075 солнечной и температуры на поверхности ниже 2000 К, зрение в Галактике в действительности значительно больше.

Лишь 30% зрение Галактики можно считать одиночным. Все другие зори входит в состав систем разной степени кратности - от двух до десяти компонентов, а также к звездным скоплениям. За внешним видом, предопределенным количеством зрение, что в них содержатся, скопления разделяются на рассеянные и шарообразные.

Рассеянные звездные скопления состоят из нескольких десятков или сотен, реже тысяч зрение. Они имеют неправильную форму, диаметры в 10-20 световых лет и размещены в плоскости Млечного Пути. В Галактике известно до 1200 рассеянных скоплений. Самые известные из них - Плеяды и Гиады в созвездии Тельца. В рассеянных звездных скоплениях много ярких массивных зрение, зрение переменных и таких, которые загораются, и совсем нет красных гигантов и сверхгигантов.

Все зори рассеянных скоплений лежат на главной последовательности и имеют возраст от нескольких миллионов до нескольких миллиардов лет, то есть - это молодые зори.

Шарообразные звездные скопления вмещают сотни тысяч или даже миллионы зрение. Свое название они получили за правильную сферическую или почти сферическую форму, которой набирают из-за действия больших взаимных сил притяжения. В отличие от рассеянных, шарообразные скопления лежат за пределами галактической плоскости. Большинство из них наблюдается в ограниченной части неба и группируется к созвездию Стрельца. Изучая шарообразные скопления и их пространственное распределение, американский астроном X. Шепли еще в 1918 г. доказал, что они сгруппированные вокруг центра Галактики, который и есть в этом созвездии.

В шарообразных скоплениях содержатся, главный, старые маломассивные зори возрастом в 10-12 млрд. лет и отсутствуют молодые горячие зори. К тому же, в отличие от зрение рассеянных скоплений, зари шарообразных скоплений содержат в 200-300 раз меньше элементов тяжелее гелия.

Среди разных звездных образований в Галактике случаются звездные группы, которые насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен зрение определенного типа и тем же выделяются на фоне галактического звездного поля. их называют звездными ассоциациями и по типу звездного населения разделяют на разные ассоциации.

Типичное население ОВ-ассоциаций - горячие голубые гиганты спектральных классов Об и В. Это - очень массивные зори (10-50 масс Солнца), которые быстро эволюционируют. Примером ОВ- ассоциации есть ассоциация, которая окружает рассеянное скопление h и х Персея. В ОВ-ассоциациях содержится много газопылевых материй, но под действием давления излучения О-звезд она быстро выметается за их пределы.

Учитывая то, что зори в таких ассоциациях находятся достаточно далеко одна от другой и гравитационно между собой связаны слабо, это может привести к тому, что со временем плотность вещества в ассоциации станет недостаточной для содержания зрение вместе, и она рассеется под воздействием гравитационного поля Галактики. ОВ- ассоциации имеют поперечники от 100 до 600 световых лет. В некоторых из них обнаружены рассеянные звездные скопления.

Т-ассоциации содержат большое количество зрение типа Т Тельца. Это молодые нестационарные зори, которые находятся в процессе сжимания и светят за счет превращения гравитационной энергии в тепловую. Зори типа Т Тельца еще не вышли на главную последовательность диаграммы Герцшпрунга-Рессела, для них свойственная большая потеря массы через активное истекание вещества из поверхности. Они имеют массы к 3-ым солнечным и принадлежат к спектральным классам G, К и М, то есть имеют желтые, оранжевые и красные цвета.

Поскольку "Г-ассоциации являются достаточно плотными группировками (их поперечники не превышают нескольких десятков световых лет) с малыми расхождениями в скоростях зрение, они могут быть достаточно стойкими.

В состав ОВ-ассоциаций в небольшом количестве часто входят и зори типа Т Тельца, в связи с чем их иногда называют ассоциациями ОВ Т. Но в состав 7~-ассоциаций редко входят зори Об и В.

Зори в звездных ассоциациях имеют возраст в несколько миллионов лет. Для зрение это почти юный возраст. В то же время это обстоятельство позволило сделать интересный вывод: объекты звездных ассоциаций находятся там, где и родились. И правда, ассоциации оказались местом звездотворения, где этот процесс или недавно закончился, или продолжается и в наше время.