Главный пояс астероидов

Пояс астероидов

Главный пояс астероидов. Слово "астероид" означает "звездообразный" ("похожий на зарю"). Первый из астероидов поперечником 940 км было открыто в 1801 г. итальянским астрономом Джузеппе Пиаццы. Он был назван Церерою именем древнеримской богини плодовитости и земледелия. Вскоре были открыты еще три малых планеты: Паллада (прозвище воинственной Афины, одной из главных богинь древней Греции), Веста (римская покровительница дома и огня) и Юнона (сестра и жена верховного божества римского пантеона Юпитера).

Эти астероиды имеют поперечники около 520 км, 500 км и 245 км соответственно. Впоследствии на орбите между Марсом и Юпитером была открыта еще одна малая планета, а потом еще... Так на начало XXI ст. известно уже больше 100000 астероидов с надежно установленными параметрами орбит, что позволяет говорить о существовании поясу астероидов.

Все астероиды двигаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам в том же направлении, что и планеты. Некоторые из них выходят далеко за пределы поясу астероидов, попадая внутрь орбиты Меркурия или оказываясь за орбитой Юпитера.

Кометы. Во все времена яркие кометы поражали людей своим грандиозным и необычным видом. Они очень отличались от других ночных светил, и долгое время их считали не небесными, а атмосферными явлениями. С появлением комет часто связывали неблагоприятные события на Земле, как: засухи, эпидемии, войны и тому подобное. Лишь в XVI ст. астрономы доказали, что кометы двигаются в космическом пространстве и практически никак не влияют на то, которое происходит на Земле.

Кометы двигаются вокруг Солнца по более вытянутым эллиптическим орбитам, чем планеты. Часто эллипсы вытянуты к такой мере, что участки орбит, которые пролегают внутри Солнечной системы, имеют вид парабол или гипербол. Чем больше вытянутая орбита кометы, то больший период ее* вращения вокруг Солнца. Есть кометы с периодом вращения в несколько лет, например, комета Енке (3,3 годы), несколько десятков лет - комета Галлея (75,5 лет), несколько сотен и даже несколько миллионов и десятков миллионов лет.

Комета, а точнее ее ядро, - это ледяная глыба с примесями твердых частиц разных размеров, внутри которой преобладают тугоплавкие вещества. Ядро имеет неправильную форму и максимальный размер всего в десятки километров. В составе кометного льда есть вода, твердая углекислота, которую еще называют "сухим льдом", а также метан, аммиак и другие газы в твердом состоянии.

На большом расстоянии от Солнца через малые размеры комету не видно даже в очень мощные телескопы. Однако приближаясь к Солнцу, она нагревается, лед начинает испаряться, и газ, который образуется, направляясь от ядра кометы, тянет за собой и частицы твердого вещества. Вследствие этого вокруг ядра появляется газопылевая оболочка, которую называют запятой. Запятая с ядром образуют председателя кометы. Поскольку солнечный свет вызывает определенное давление, вещество запятой отбрасывается от Солнца в противоположную сторону, формируясь в протяжный хвост.

Собственно говоря, только с появлением хвоста комета становится настоящей "кометой" (из грец. "кометес" - "длинноволосый"). Хвост кометы можно наблюдать главный благодаря отбитому от него солнечному свету.

Что ближе подлетает комета к Солнцу, то сильнее становится испарение, и тем больше становятся ее председатель и хвост. Порою их размеры поражают своей грандиозностью. Например, комета 1811 года имела голову больше диаметра Солнца - почти 1,5 млн. км. А комета 1882 года имела хвост длиной 900 млн. км, что в 6 раз превышает расстояние от Земли к Солнцу!

Часто кометы называют "видимым ничто", - и это не удивительно! Ведь эти самые эффектные объекты Солнечной системы состоят из такого разреженного газа (за исключением ядра), что через него просвечиваются зори, даже не теряя свою яркость. Однако, отбивая солнечный свет, кометы ярко светятся на фоне еще более разреженного космического пространства.

Самой известной кометой Солнечной системы, безусловно, является комета Галлея. История названия этой кометы такая: изучая древние описания наблюдений комет, английский астроном Едмонд Галлей сделал предположение о том, что три ярких кометы, которые появлялись через ровные промежутки времени (1531, 1607 и 1682 pp.), это не разные кометы, а одна и та же периодическая комета, и в следующий раз она должна появиться около 1758 года. Догадка Галлея полностью подтвердилась, и с тех пор эта периодическая комета носит его имя.

Загрузка...