Планеты-гиганты

Планеты гиганты

Планеты-гиганты. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – это планеты, которые в зависимости от углового расстояния от Солнца можно наблюдать и вечером, и утром, и на протяжении всей ночи. Юпитер очень легко найти на небосклоне, потому что после Луны и Венеры он является самым ярким светилом ночного неба, которое светит немерцающим желтоватым светом. Сатурн тоже без осложнений можно наблюдать невооруженным глазом, хоть он и уступает в яркости Юпитеру в несколько раз. Для наблюдений планет Уран и Нептун нужно использовать телескоп.

Сравнивая с планетами земной группы, планеты-гиганты имеют существенно большие размеры и массы, но значительно меньшие средние плотности. Это свидетельствует об отличии химического состава представителей обеих групп. Средняя плотность Юпитера, Урана и Нептуна несколько больше плотности воды, а плотность Сатурна даже меньше ее.

Все планеты-гиганты имеют мощные водородно-гелиевые атмосферы с примесями метана и аммиака и не имеют твердых поверхностей: по мере углубления в их атмосферы вещество плавно переходят в смесь газа и жидкости, а потом - в жидкость. Однако каждая из планет-гигантов имеет твердое ядро.

У всех планет-гигантов есть кольца и большое количество спутников (вместе их больше сотни). Все планеты-гиганты быстро вращаются вокруг своих осей, но не как твердые тела - их околополярные зоны вращаются медленнее, чем экваториальные, потому сутки на экваторе оказываются короче, чем на полюсах. Такой, присущ всем газообразным телам характер вращения, свойственный также и Солнцу.

Через быстрое вращение у всех планет-гигантов даже на глаз заметно сильную сплющенную: полярный радиус Юпитера и Сатурна на несколько тысяч, а Урана и Нептуна на несколько сотен километров меньше экваториального. Карликовые планеты и астероиды. Международный астрономический союз (МАСС) 24 августа 2006 года принял решение исключить Плутона из числа больших планет Солнечной системы. Это решение было принято в связи с тем, что за орбитой Плутона в последние годы было открыто несколько новых объектов, размеры которых соизмеримые с размерами Плутона.

Следовательно дилемму - расширять список планет Солнечной системы или нет этим решением МАСС было решено: отныне наша планетная система насчитывает восемь больших планет, а объекты, подобные Плутону, отнесены к новому классу - карликовым планетам.

Система Плутон-Харон. Плутон был открыт в 1930 г. Его период вращения вокруг Солнца представляет почти 250 земных лет. Эта карликовая планета двигается по такой вытянутой орбите, что в некоторые эпохи оказывается к Солнцу ближе, чем Нептун. Размеры Плутона совсем небольшие - 2320 км в поперечнике.

В конце 70-х годов XX ст. около Плутона был открыт спутник, названный Хароном. Поскольку центр масс системы содержится вне пределов Плутона эти два небесных тела являются двойной планетой. Так же, как Луна до Земли, Харон всегда возвращен в Плутона одним полушарием. Но и Плутон всегда возвращен к Харона одной стороной! Важное открытие относительно Плутона состоялось в конце 2005 года. Анализируя снимки, полученные Космическим телескопом им. Габбла, группа американских астрономов нашла около него еще два спутника.

Они имеют очень малые размеры, и каждый из них кружит на своем расстоянии от пары Плутон-Харон.

В настоящее время в Плутона направляется автоматическая межпланетная станция "Новые Горизонты", которая встретится с ним в 2015 г.

Очевидно, что Плутон и Харон принадлежат по пояс Койпера. Известно, что этот пояс состоит из небольших ледяных тел и, начинаясь за орбитой планеты Нептун, протягивается на расстояние до 150 а.о. от Солнца. К карликовым планетам состоянием на сентябрь в 2006 г. принадлежат также Церера (наибольший астероид из главного поясу) и Ксена (объект, который находится в поясе Койпера на расстоянии 97 астрономических единиц от Солнца).