Иная планета

Иная планетаОткрытие планет у других звезд придало поискам жизни новый импульс: теперь наряду с сигналами от «зеленых человечков» ищут планеты, на поверхности которых вода может существовать в жидком состоянии. Поскольку все обнаруженные экзопланеты находятся очень близко от своих звезд, основное внимание приковано к красным карликам: они излучают так мало энергии, что даже близко расположенная планета может оказаться достаточно холодной, чтобы ее океаны не испарились.

Год назад, казалось бы, подходящую планету нашли у звезды Gliese 581, которая расположена в двадцати световых годах от Солнца. Автор открытия, Стивен Фогт из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, наряду с официальным названием Gliese 581g дал ей романтическое имя «Зармина». Увы, последующие измерения пока- зали: скорее всего, Зарминой оказались какие-то шумы, планеты же такой нет вовсе. Тогда ученые обратились к уже отвергнутой планете Gliese 581d. Она в семь раз тяжелее Земли, энергии же получает в три раза меньше, при этом из-за приливных сил всегда провернута к звезде одной стороной подобно Меркурию, воплощая собой мир, придуманный Роджером Желязны в романе «Джек из теней». На одной ее стороне должно быть если не жарко, то тепло, а на другой — очень холодно. Какие уж тут жидкие океаны с жизнью. Но вот за дело взялись климатологи из парижского Института Пьера Симона Лапласа («The Astrophysical Journal Letters», 16 мая 2011) во главе с Робином Уордсуортом. Они выяснили, что, будь у планеты толстая, насыщенная углекислым газом атмосфера, все может получиться не так уж и плохо. Ключевым фактором оказалось так называемое рэлеевское рассеяние света.

Суть его в том, что свет рассеивается на неоднородностях атмосферы и частично отражается обратно в космос. А чем меньше длина волны, тем меньшего масштаба неоднородности нужны для рассеяния, вероятность же их образования с падением размера быстро растет. То есть синий свет рассеивается гораздо лучше красного. Именно рэлеевским рассеянием вызван синий цвет неба на Земле. У красного карлика основная энергия содержится в красной области. Такой свет глубоко проникает в атмосферу и нагревает ее толщу. А в холодном верхнем слое конденсируются облака из кристаллов сухого льда. Поэтому нижние слои атмосферы Gliese 581d могут оказаться вполне теплыми, чтобы обеспечить океаны жидкой водой.

Конечно, это не Земля. И, появись разумная жизнь там, под красным небом, покрытым плотной пеленой углекислых облаков, обитателям планеты будет нелегко вступить в космическую эру. Не имея возможности наблюдать звезды, без смены дня и ночи, очень трудно заподозрить существование других миров. Это уже получается не Желязны, а Стругацкие: Gliese 581d — типичная планета Саракш, «обитаемый остров», жители которого считали свой мир единственным во Вселенной.