Астрономия

Астрономия

Предмет астрономии

Астрономия - наука о законах движения, строения и развития небесных светил и их систем (гр. acrcpov - светило, vojaoe - закон). Она изучает также форму, размеры и массу небесных тел, физическое состояние вещества, из которого они состоят, их химический состав и его изменение со временем.

Сегодня астрономия - многоотраслевая наука, как учитывая объекты исследования, так и относительно методов регистрации их излучение. Если на протяжении тысяч лет за светилами наблюдали лишь в видимом свете, то теперь (прежде всего благодаря мощной ракетной технике) - во всех диапазонах электромагнитного излучения.

Не все достижения астрономии широко известны, но на их основе создается научная картина мира, которую той или другой мерой усваивает каждое поколение людей. Она становится составляющей их мировоззрения. И некоторый минимум данных, в частности числовых, должна помнить каждый образованный человек. Этот минимум может выглядеть вот так: Земля - планета, которая со скоростью ЗО км/с двигается вокруг Солнца на расстоянии 150 000 000 км от него, а Солнце - ближайшая к нам заря, его радиус в 109 раз, а масса - в 330 тыс. раз больше, чем Земли;

если бы мы обозначили расстояние от Земли к Солнцу за 1 см, то ближайшая заря была бы на расстоянии 2 км;

вокруг Солнца вращается девять больших планет - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн-, Уран, Нептун и Плутон, а также тысячи малых планет и комет;

спутник Земли - Луна - вращается вокруг нее со скоростью 1 км/с на расстоянии 384 000 км;

расстояния в мире зрение настолько большие, что для их измерения введены новые единицы - световой год и парсек; световой год - это расстояние, которое светло, двигаясь со скоростью 300 000 км/с, проходит за один год: это 9,5Х ХІ01Б м; парсек (пк) - это расстояние, из которого радиус земной орбиты видно под углом И", : 1 пк=3,26 св. году;

зори, что их мы видим на небосклоне, объединяются в громадную систему - нашу Галактику; ее размеры: световой луч с одного ее края до противоположного по длине проходит за 100 000 лет, а по толщине - за 10 000 лет основную часть зрение Галактики видим в виде Млечного (Чумацкого) Пути;

за пределами нашей Галактики есть сотни миллионов других подобных ей звездных систем, причем к одной из ближайших, которую видим в северном полушарии неба, - Туманности Андромеды, расстояние представляет 2,3 млн св. лет;

весь этот мир галактик расширяется, причем скорость движения галактики от нас тем больше, чем дальше она расположена, из этого определенно, что мир галактик начал расширяться около 15 млрд лет тома;

па поверхности нашего Солнца (то есть в слоях, где формируется его излучение) температура приближается до 6000 К, тогда как в его центре достигает 14 000 000 К; благодаря таким условиям в недрах Солнца (а также других зрение) синтезируются ядра тяжелых химических элементов (непосредственно в недрах Солнца - гелию из четырех протонов), вследствие этого выделяется энергия, которую Солнце (но другие зори) высвечивает в окружающее пространство;

возраст нашего Солнца представляет около 5 млрд лет, а приблизительно іце через такой же период времени оно, резко сжимаясь и сбрасывая свою оболочку, превратится в зарю белого карлика, размеры которой не будут превышать размеры Земли;

возраст Земли как планеты представляет около 4,5 млрд лет.

Все эти и другие, более детальные сведения о Земле, планеты, Солнце и зори, приведены в Дополнениях.

Задание приведенных ниже лабораторных упражнений - углубить и расширить знание из астрономии, обогатить научную картину мира, которую студент (ученик) формирует во время учебы.

Отметим, что позитивным является изучение отдельных вопросов астрономии в курсах "Природоведения" (3-5 классы) и "Географии" (6 кл). Однако предлагаем, чтобы по крайней мере два урока и два практических занятия по астрономии (изучение звездного неба н отдельных объектов) планировали на каждый год учебу учеников, начиная с первого класса. Приведем некоторые примеры.

1 класс: понятие о небосклоне и горизонте как линии, где небосклон касается земной поверхности, понятие о созвездии, о небесных светилах - Солнце, Луне и зорях, о значении Солнца для жизни людей, растений и животных па Земли, о временах года.

Наблюдение: изменение длительности дня и ночи на протяжении года, неодинаковая высота Солнца над горизонтом в полдень, поиск созвездия Большой Медведицы и нескольких других. более эффектных (Орион, звездное скопление Плеяды - "Наседка") вечером.

2 класс: Луна - спутник Земли, изменение его вида (фазы Луны), восток и запад зрение как следствие вращения небосклона, понятия о сутках, месяце и году, о календаре.

Наблюдение: изменение на протяжении года мест востока и заката Солнца на горизонте, вечером - смещение Луны среди, зрение (самостоятельная работа - зарисовать положение Луны среди самых ярких зрение на некоторый час на протяжении нескольких вечерело).

3 класс (во время изучения "Природоведения"): созвездие и самые яркие зори в созвездиях, изменение условий их наблюдения на протяжении года; развитие представлений о Солнце и зорях (далекие солнца) как громадных газовых накаленных пулях; метеоры, небесный меридиан, точки полдня и северу, полуденная линия, понятие севера, начала суток, местного времени.

Наблюдение: днем - ориентирование по солнцу, вечером - еиявлєння Большой и Малой Медведиц, Полярной зари, ориентирования за ними; за изменением длины тени от гномона определить приближенный момент полдня, провести полуденную черту.

4 класс (в курсе "Природоведения") : поверхность Солнца, солнечные пятна, вспышки; разнообразие зрение за яркостью, цветом, понятие о звездной величине; планеты и их спутники, передвижение планет относительно зрение; подвижная карта звездного неба; астрономические сведения из отрывного календаря, представление о часовых поясах Земли.

Наблюдение: с помощью школьного телескопа исследовать пятна на Солнце, проектируя их на экран; выяснение их количества на протяжении нескольких недель; вечером изучение поверхности Луны, наблюдения Юпитера с его спутниками и Сатурна с кольцом; зарисовка положений той или другой планеты среди зрение, умение отыскивать созвездие на небе с помощью подвижной карты звездного неба.

Программу наблюдений в 5-ом и дальнейших классах учитель складывает, исходя из своих возможностей, в определенной степени на основании предлагаемых в "Практикуме" задач.