Современная семья выступает сферой формирования и ареной практического проявления политических идеалов, мировоззрения, интересов человека. В семье, через семью формируются первичные ценностные ориентации и социальные рекомендации ребенку, подростку. И чем масштабнее задачи, проблемы, которые решает общество в процессе демократизации и реформирования, тем и масштабнее подготовка человека к жизни, тем скоординованіше действует вся система социализации, все социальные институты. Расширение и увеличение численности факторов, влияющих на человека (положительно и отрицательно), особенно в условиях больших городов, массовая миграция населения, рост темпов научно-технического прогресса, активная борьба старого, еще не здающого свои позиции, с новым, прогрессивным предусматривает активизацию деятельности всех звеньев социализации человека, в том числе и семьи. Тем более, что высокий морально-воспитательный потенциал имеет полная семья, которая максимально реализует свои возможности не только как социальный институт, но и как морально-психологический центр. Это разграничение двух сторон брачно-семейных отношений - их взаимодействие с социальными процессами, нормами, рекомендациями и внутренним содержанием-помогает определить основные показатели творческого потенциала семьи: меру учета общественных интересов, развитие ее духовных потребностей, характер распределения бытовых забот между членами семьи, интенсивность общения между родителями и детьми, уровень требовательности к себе и другим и т.д. Стоит не забывать, что семья закладывает основы отношений между близкими людьми, формирует ориентации на трудовой, общественно-политическую деятельность человека. Много проблем воспитания нравственно, эстетически зрелого человека решаются с трудом, потому что родители часто не обладают эффективными средствами и методами развития сознания и поведения личности, которая формируется. Поэтому-то целенаправленное, активное воспитание и образование детей в семье минимальное, основные силы родители отдают материальному обеспечению, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований в Украине, России, Беларуси и др., в среднем работающая женщина за сутки выделяет для воспитания детей 16-18 минут, а в выходные дни 30-35 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, остаются непозволительной роскошью. В семье духовное общение родителей с детьми сводится к контролю за обучением ребенка в школе, а сам контроль - до выяснения того, какие оценки получают дети в школе и др.

Массовое сознание хорошо отражает существующее распределение обязанностей между мужчиной и женщиной; добрый человек поможет жене, то есть семейные функции у мужчины, прежде всего, воспитание детей - это не его обязанность, а лишь помощь жене. И это тогда, когда женщина-мать в современной семье и материально обеспечивает детей (ее заработная плата ощутима в семейном бюджете). И вовсе не случаен тот факт, что в прессе нет доступных данных о затраты времени мужчин на воспитание детей. Женщина рожает ребенка. И уход и воспитание детей должны стать заботой не матери, а обоих супругов. Изменения отношений между супругами предусматривают, прежде всего, изменения общественного мнения, такую переориентацию, когда воспитание детей считается естественным долгом не только матери, но и отца. Этому будет способствовать проявление законодательной политики, что обеспечивает действительную равноправие участия супругов в воспитании детей. Льготы в воспитании детей должна иметь не женщина, а семья. Кому ими пользоваться - отцу или матери - это право выбора должно принадлежать семье. Пока же законодательно закреплено, что воспитание детей остается святым долгом женщины-матери. Объявленное же законом равное право отца и матери в воспитании детей практически нарушается. Активное участие мужчины в воспитании детей изменит и качественно женское воспитание, сделает духовное общение детей и родителей богатым и полноценным.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+