Функции семьи - это способы, методы проявления ее активности жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Социальные функции, которые реализует семья, обусловливают важную роль семьи в обществе. Основные социальные функции семьи:

- воспроизводство населения. Функция воспроизводства населения включает физическое (рождение детей) и духовно-нравственное воспроизводства человека в семье. На смену преимущественно экономическим стимулам рождения детей в прошлом, все ощутимо приходит духовно-нравственное: глубокая моральная и психологическая потребность в своей ребенку, желание иметь его от любимого мужа, стремление воссоздать в детях себя, повторить вместе с ними жизненный путь, надежда и уверенность в будущем духовном родстве с детьми и внуками, скрепленных кровнородинний союз, именная гордость, гордость фамилии;

- хозяйственно-бытовая. Отображается хозяйственно-бытовая функция семьи в ведении домашнего и личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, в обслуживании и обслуживании же членов семьи, в поддержании должного санитарного состояния и гигиены в жилье, соблюдении семейного бюджета;

- воспитательная. Воспитательная социальная функция семьи определяет ответственность родителей за духовно-нравственное, политическое, эстетическое воспитание детей; народная мудрость гласит: «Отец не тот, кто родил ребенка, а тот, кто ее воспитал»;

- взаимное заботы членов семьи друг за друга, особенно о пожилых; цель повышение ответственности детей за родителей, их обеспечения и спокойную старость, а также постоянную и взаимную морально-психологическую поддержку, всестороннее попечительства;

- организация и использование свободного времени, прежде всего - досуг, ее цель - помочь членам семьи найплодотворніше реализовать свои способности и таланты в самодеятельности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха.

Еще выделяются функции семьи: социализации личности, духовного общения, сотрудничества в процессе воспитания и др. Но важно не столько старания более детального перечисления всех функций семьи, чем разделение их, с одной стороны, на удовлетворение преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой - преимущественно эмоциональные и социально-психологические потребности людей. Понятно, воспроизводства населения имеет не только биологический, но и социальный аспект, связанный с воспитанием и обучением детей. Установлено, что в воспитании и обучении детей семью заменить никакими общественными учреждениями нельзя. Только в семье ребенок естественно и эффективно получает первую социализацию своей личности, приобретает свое Я. В современных условиях редко какая семья может дать своему ребенку ту подготовку, которую может дать ей общество, социальные институты (семья, школа, техникум, лицей, высшее учебное заведение и др.). Но тот морально-психологический потенциал, что закладывает ребенку семья, остается на длительный период, а то и на всю жизнь. Именно в семье ребенок познает азы жизни, встречается и с отношениями авторитета - должностного, родительской и функционального, основанного на высокой компетентности родителей или старших братьев и сестер, их развитых навыков и умения, успешности их деятельности. Репродуктивная и экономическая деятельность семьи тесно связана с жизнью общества и поэтому государству не безразлично, как эти проблемы решаются.

Воспитание - великое дело: им решается участь, судьба человека. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья учит ребенка жить среди людей, прививает ей основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих рекомендаций, моральных норм и правил. Ребенок познает и осваивает моральные нормы. У ребенка формируются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные морально-психологические черты, закладывается фундамент психологического здоровья. Да и в период обучения ребенка в школе, техникуме, лицее, вузе, в период работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие на подрастающее поколение не прекращается. Человек, который вырос в нормальной семье, в своих поступках, как правило, руководствуется не только мнением всего общества или членов трудового коллектива, но и значительно и мнением своих родных. Мир существует не для того, чтобы его познавали, а для того, чтобы воспитывались в нем. Все, чего не имеют от рождения и без чего нельзя обойтись, став взрослым, дается воспитанием. И любой человек реализует себя, прежде всего, в общественно-полезной деятельности. По-разному складываются отношения в семье - и положительно, и отрицательно, по-разному влияют на человека. Вот тут-то важную роль играет коммуникативная функция семьи - удовлетворение потребностей человека в общении и в лице. В современных условиях общения стало сложнее, выделяется ряд сфер и видов общения. Особое значение имеют формы профессионального делового общения, характеризуются высокой степенью формализации, другое дело - домашняя обстановка, где, как правило, ведут себя с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где деликатно, уважительно относятся к личности каждого. Здесь удовлетворяются потребности в интимном общении, взаимопонимании и взаимоподдержке. Понятно, что такую функцию может реализовать только здоровая семья, где царит полное уважение каждого члена семьи, взаємоузгоджений, дружественный морально-психологический климат.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+