Социальная мобильность

Социальная мобильность есть естественное, нормальное "подвижной" состояние общества, это один из механизмов социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов. Люди находятся в постоянном движении (социального пространства). А общество - в развитии. При рождении человек получает социальный статус родителей. Семья, близкие передают ребенку те нормы поведения, представления о престижном, должное, которое царит в их среде. Однако в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этой среде, прослойки, претендует на другое, добивается большего. Если у человека статус изменен на более высокий, престижный, лучший, можно сказать, что имела место растущая мобильность (смена). Однако человек, в результате жизненных катаклизмов (потеря работы, болезнь) может перейти в низшую статусную группу. При этом срабатывает ниспадающая мобильность. Возможности перехода человека из одной социальной позиции в другую не определяются только родовыми признаками, а во многом зависят и от самого человека, его активности, творческих способностей, таланта и волевых качеств. Именно наличие или отсутствие таких способностей и качеств определяет движение человека с одного слоя в другой. Между растущей (социальный рост) и убывающей (социальный спад) мобильностью существует определенная асимметрия: все стремятся вверх, и никто не желает опускаться социальной ступенькой. Как правило, рост - явление добровольное, а спад - вынужденное. Она (социальная мобильность) требует не только социального перемещения индивидов, групп, но и социальных объектов (ценностей), то есть всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности.

 

Понятие социальной мобильности ввел в социологический оборот российско-американский социолог П. Сорокин как перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии. По разновидностями существует горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, которые стоят на одном и том же уровне общественного стратификации. Под вертикальной мобильностью мы понимаем перемещение лица из одного "пласта" в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения. Можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: социальный подъем и социальный спуск. (За период трудовой деятельности каждый третий человек в Украине изменила свое социальное положение).

 

Вертикальную мобильность можно рассматривать в трех аспектах, согласно трем формам социальной стратификации:

 

? внутрипрофессиональных или Межпрофессиональным циркуляция

 

? политические перемещения

 

? движения по экономическим службе.

 

Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированных обществах является наличие специфических "сит", которые якобы "просеивают" лиц, подавая возможность, одних перемещая вверх, других приостанавливая. Это своеобразное "сито" и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения лиц по социальным казнями. Они, как правило, совпадают с основными канонами или каналами вертикальной мобильности (школа, армия, церковь, профессиональные, экономические, политические организации) (рис. 6).

Такого рода социальные "сита" выступают одновременно и в роли "социального лифта", "мембраны", "отверстия".

 

Механизм социального продвижения осуществляется согласно определению П. Сорокина, благодаря "каналам" вертикальной мобильности. И как каналы социальной циркуляции наибольший интерес представляют социальные институты: семья, школа, армия, вуз, армия, работа, церковь и тому подобное. Семья становится каналом циркуляции в том случае, когда в брачный союз вступают представители разных социальных слоев. Армия, по утверждению П. Сорокина, эффективно функционирует как канал в военное время, когда из-за больших расходов командного состава, заполняются вакансии с низших чинов. Церковь, как канал социальной циркуляции, переместила большое количество людей с низов до вершин общества. Институты образования и воспитания всегда служили мощным каналом социальной циркуляции "по всем этажам" с самого низу доверху.

 

На основе богатого эмпирического материала П. Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция лиц и их распределение осуществляется не по воле случая, а имеют характер необходимости и строго контролируются различными институтами. Социальная стратификация и мобильность, за П. Сорокиным, - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация и мобильность существовали во всех обществах, даже в тех, которые провозглашали равенство людей. Так называемая дифференцированность, неравенство существуют в любом типе групп, форме совместной деятельности: наука, искусство, политика, даже в банде воров, словом - везде.

 

Западные социологи Г. Моска, Л Парето, Р. Михельс (20-40-е годы XX в.) Объясняли социальное неравенство и социальную мобильность как неразрывно связаны аспекты одному и тому явлению - циркуляция общества между правящим классом - элитой и ниже классом - пассивными подчиненными. Эта проблема давно интересовала выдающихся мыслителей и служила появлению теории циркуляции элиты) ("львы", "лисы"). Парето уделял основное внимание "элите" и "массе" - социальные классы, которые сосуществуют и противоборствуют в любом конкретно-социальном обществе. Элиту Парето делил на две категории: правящую и неправлячу, которую составляют люди высших слоев общества, а массу - составляют низшие слои общества. Вслед за Макиавелли Парето характеризует элиту "лис" и элиту "львов", которые являются антиподами: "лисы" тяготеют к хитрости, изворотливости, пытаются руководить массами посредством пропаганды, применяя разнообразные комбинации. В финансовой и хозяйственных сферах "лисицам" отвечают бизнесмены, предприниматели, ловкие финансисты, которые стремятся достичь успеха любой ценой. В отличие от них "львы" предпочитают силе, имеют крепкую волю, настойчивость, непримиримость (революционеры, фанатики, твердые в своих убеждениях и действиях). При их взаимозамещения социальная система находится в равновесии. Данный закон, считает Парето, отражает циркуляцию или круговорот элит в обществе.

 

Более современную типовую теорию разработал Р. Даль - так называемая теория "демократического элитизма", согласно которой "правящая" элита в своей деятельности применяет широкий спектр элементов демократии.

 

По другим критериям различают индивидуальную мобильность, когда перемещения происходят у каждого человека независимо от других, и групповую, когда перемещения происходят коллективно. К факторам индивидуальной мобильности, (т.е. к факторам, благодаря которым один человек достигает успехов больше и быстрее, чем другие, относятся:

 

? физические и умственные способности;

 

? воспитание

 

? место жительства;

 

? социальный статус семьи;

 

? уровень полученного образования;

 

? выгодный брак и жизненный стечение обстоятельств.

 

Сравнению с другими странами прежнее советское общество представляло одно и из наиболее мобильных обществ в мире, в котором доступна для всех бесплатное образование открывало перед каждым уникальные возможности социального роста, благодаря чему элита формировалась в короткий срок и из всех слоев общества. Характерной чертой советской и постсоветской бюрократии является сочетание (совместительство) статусных (должностных) и семейно дружеских и профессиональных качеств. Чиновник довольно часто продвигается благодаря дружеским, клановым и семейным связям. Данные социологических обследований, проведенных в конце 80-х годов, показали, что около 50% управленцев в различных ведомствах и министерствах бывшего СССР устраивались за протекциями, родственными связями. Такого рода якобы "безвинные формы" социальной мобильности служат одним из источников и интеграции коррупционно-мафиозной системы.

 

Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или снижается значимость целого класса или категории населения. Причинами групповой мобильности служат, как правило, дестабилизирующие социальные факторы: социальные революции, межгосударственные и гражданские войны, смены политических режимов, военные перевороты, восстания, замена конституций.

 

Внутришньопоколиння мобильность имеет место тогда, когда лицо в течение своей жизни несколько раз меняет социальные позиции (рабочий + инженер + директор завода). Поколениями мобильность обусловливает изменение собственной социальной позиции по сравнению с социальной позицией родителей (сын колхозника становится преподавателем). Структурная мобильность раскрывает динамику изменения (основные тенденции, направления изменений) социальной стратификации в течение нескольких десятилетий.

 

Определенной степени на социальную мобильность влияют и демографические факторы:

 

? возраст (молодым свойственна профессиональная мобильность, взрослым - экономическая, лицам пожилого возраста - политическая);

 

? пол (в целом мужчины мобильные женщин);

 

? уровень рождаемости и плотность населения (количество "претендентов" превышает количество "вакансий", и казни могут быть перенаселенные или недонаселени).

 

Данные о социальной мобильности в определенной степени позволяют судить о степени открытости общества - его демократичность. Насколько то или иное общество создает возможность для перемещения индивидов, поколений из низших категорий в высшие - таким путем формируется элита общества. При этом существует закономерность: чем выше социальный класс (смертная казнь), тем труднее в него проникнуть. В нашем обществе социальное "закрытия" высшего класса стало наблюдаться одновременно с стратификационных активизацией населения в конце 80-х - начале 90-х годов, с формированием рыночных отношений. Именно в этот период возможности разбогатеть и продвинуться "наверх" были для всех одинаковы.

 

Социальная мобильность и социальная стратификация неотделимо связаны явления, только стратификация - это состояние общества на данный момент (вроде "фотография" общества), а мобильность - это механизм изменения этого состояния ("кино" о переменах в обществе). К факторам социальной мобильности можно отнести все признаки социальной дифференциации, а также все основные и вспомогательные стратификационные параметры (измерения) (профессиональная подготовка, принадлежность к политическим партиям, религий и т.д.), а также различные социальные, политические, демографические и другие факторы (система общественного устройства , политическая и экономическая ситуация, уровень рождаемости в разных стратах). Особую роль в социальной мобильности играет образование и знания, особенно во время перехода к информационному обществу. Система образования существенно влияет на уровень социальной мобильности, а именно:

 

? общая и профессиональное образование для молодежи обеспечивает ее социализацию и эффективное развитие и функционирование;

 

? воспроизводство и развитие социальной структуры общества;

 

? влияние на духовную жизнь общества.

Загрузка...