Важное значение в педиатрической практике имеет объективная оценка общего состояния больного ребенка, так как от нее зависят объем терапевтических мероприятий, госпитализация в стационар или в отделение интенсивной терапии и реанимации, организация индивидуального сестринского поста, а также прогноз заболевания. Причем опасна не только недооценка тяжести состояния, но и его переоценка.

Общее состояние ребенка - это широкое понятие, включающее совокупность показателей, характеризующих функциональную способность различных органов и систем организма (нервная система дыхания, сердечно-сосудистая и др.).

Оценка общего состояния основывается на результатах объективного клинического, а при возможности и лабораторного обследования. Хотя нужно также уточнить самочувствие больного ребенка, которое, несмотря на его субъективность, часто соответствует общему обьективниму состояния. Но ориентироваться только на самочувствие нельзя, поскольку оно нередко ложно отражает состояние ребенка. Так, очень часто девочки пубертатного возраста имеют многочисленные жалобы, связанные с вегетативными дисфункциями, но их объективное состояние при этом остается удовлетворительным. Напротив, известно много случаев, когда жалобы отсутствуют, но общее состояние при этом может быть тяжелое. Прежде всего, это касается хронических заболеваний и болезней с латентным течением.

Общее состояние оценивает каждый врач-педиатр, к которому обращается ребенок в поликлинике, а также в стационаре. Причем общее состояние больного ребенка довольно изменчив, поэтому оценку проводят не только один раз в день, но и чаще.

В зависимости от общего состояния больных различают пять степеней тяжести: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, тяжелейший и терминальный (агональное).

Здоровый ребенок всегда жизнерадостная, подвижная, интересуется окружающими предметами и окружающими ее людьми. Состояние ребенка оценивается как удовлетворительное, когда отсутствуют эти признаки и при этом наблюдаются умеренная вялость, беспокойство, тревога и т. При оценке общего состояния как средней тяжести, наряду с вялостью, апатией, всегда наблюдается сонливость. Если состояние оценивается как тяжелое и очень тяжелое то у ребенка вияляються различные стадии нарушения сознания (ступор, сопор, кома), а нередко и судороги. В терминальном (агональном) состоянии у ребенка выраженные нарушения функций практически всех органов и систем организма.

Объективно оценить общее состояние новорожденных довольно трудно. В неонатологии и акушерстве для оценки состояния новорожденных пользуются шкалой, которая была предложена в 1953 p. Вирджинией Апгар и рекомендована в 1965 p. научной группой ВОЗ для всех стран мира.

Оценку состояния новорожденного проводят сразу после рождения (на 2-5-й минуте жизни) и повторно через 30 мин. Общая оценка складывается из суммы баллов по пяти основным признакам: ритмичность сердечной деятельности, характер дыхания, тонус мышц, цвет кожи и выраженность рефлексов. Каждый признак оценивают по трьохбальною системой. Максимальная оценка каждого признака составляет 2 балла.

Состояние новорожденного считается удовлетворительным, если сумма баллов по шкале Апгар составляет 8-10. Именно такое количество баллов имеют здоровые новорожденные. Если сумма баллов менее 8, то это указывает на наличие гипоксии или травмы центральной нервной системы. В зависимости от тяжести состояния выделяют три степени гипоксии:

а) легкий - оценка по шкале Апгар 6-7 баллов, сердечная Деятельность удовлетворительная, кожа эти- анотична, дыхание поверхностное или неритмичное, тонус мышц снижен, рефлексы повышены;

б) средний ("синяя асфиксия") - 4-5 баллов по шкале Апгар, сердечная деятельность удовлетворительная, дыхание отсутствует, общий цианоз, тонус мышц и рефлексы снижены;

в) тяжелое ("белая асфиксия») - оценка по шкале Апгар 1-3 балла, дыхание и сердечные сокращения отсутствуют, кожа бледная или цианотическая, тонус мышц и рефлексы отсутствуют или значительно снижены. Оценка 0 баллов означает клиническую смерть.

Еще сложнее, чем у новорожденных, оценить общее состояние у детей более старшего возраста. Это связано со значительным разнообразием патологии. Оценка общего состояния детей старшего возраста основывается на двух основных принципах: а) выраженности интоксикации и токсикоза и б) выраженности нарушений функционального состояния систем организма.

Симптомокомплекс интоксикации чаще всего сопровождает различные заболевания у детей. Выраженность интоксикации может быть одним из основных и достаточно объективных показателей общего состояния ребенка. Особенно это касается заболеваний с хроническим течением. К симптомам интоксикации относятся быстрая утомляемость, головная боль, снижение аппетита, раздражительность, повышенная возбудимость, значительная бледность кожи, истощение, слабое развитие подкожной клетчатки. Как правило, чем значительнее выражены указанные симптомы, тем более тяжелое состояние у ребенка.

У детей с острым течением болезни может возникать синдром токсикоза, который является доминирующим при оценке общего состояния. Особенно часто токсикоз возникает у детей раннего возраста (до 3-х лет). Токсикоз - это своеобразная неспецифическая реакция на инфекционный агент, в основе которой лежит генерализованное поражение терминального сосудистого русла с нарушением обмена веществ (водно-электролитного, энергетического, кислотно-щелочного и др.) И клиническими признаками поражения практически всех органов и систем на фоне обязанности " языковых неврологических нарушений (А.В.Папаян, Е.К.Цибулькин, 1979).


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+