В процессе установления диагноза врач проходит 3 этапа творческой работы: 1) поиск симптомов, 2) группировка симптомов в синдромы, 3) поиск связей между синдромами и конструирования диагноза. На основе этого установления диагноза можно проводить по следующей схеме. После детального обследования больного и выявления субъективных и объективных симптомов (блок 1) необходимо провести их группировки в двух направлениях: определить общие и локальные симптомы (блок 2); определить синдромы и среди них (что особенно важно) ведущий синдром (блок 3). Локальные симптомы позволяют врачу заподозрить поражение того или иного органа или системы (блок 4); на основе ведущего синдрома выдвигаются первичные диагностические гипотезы в виде заболеваний или групп болезней и проводится их дифференциальная диагностика (блок 5). Как правило, первичных гипотез бывает 5-7. Оценивая вероятность каждой из них, используя принцип дифференциальной диагностики, врач выбирает наиболее вероятную и формулирует предварительный диагноз. С учетом этого диагноза определяется план обследования больного с помощью лабораторных и инструментальных методов исследования (блок 6). При этом можно выявить новые симптомы, которые наряду с другими образуют новые синдромы, в том числе и ведущий (блок 7). Выдвигаются и дифференцируются вторичные диагностические гипотезы (блок 8), одна из которых принимается как окончательный диагноз определенной нозологической формы (блок 9).

Таким образом, установление клинического диагноза - это наиболее сложный этап профессиональной деятельности врача, который требует высокого уровня интеллектуального развития и, прежде всего, продуктивной мыслительной деятельности. Способы мышления могут быть разными, и, в зависимости от того, какой, или которые выбирает врач, зависит оперативность и точность установленного диагноза у больного.

К сожалению, диагностические ошибки встречаются еще довольно часто. Но знать источники ошибок, пытаться предотвратить в повседневной работе - одна из важнейших задач врача в его практической деятельности. Источники диагностических ошибок в основном идут от врача - от недостаточного опыта или невнимательности при исследовании. Эти причины можно устранить. Для этого врачи должны постоянно повышать свои теоретические знания, совершенствовать свой практический опыт и всегда внимательно относиться к исследованию больного.

Врачу-педиатру всегда следует помнить слова одного из основоположников отечественной педиатрии проф. С.Ф.Хотовицького: "... распознавания и лечения детских болезней требует гораздо более тщательного наблюдения, гораздо больше прозорливости и практических навыков, чем это нужно по болезней взрослых лиц, а для квалифицированного детского врача нужны ... особый такт и особое ощущение семиотические ".

Диагностические ошибки надо раскрывать, их надо регистрировать и изучать. Диагностические ошибки нередко приводят к тактических ошибок врача. В одних случаях делают ненужные исследования; в других, наоборот, больным, которые нуждаются в немедленном дополнительного обследования, его не проводят.

Учитывая большое значение клинического обследования в практической деятельности врачей, мы поставили цель систематически и полно изложить классическую методику объективного клинического обследования ребенка. Надеемся, что это руководство поможет будущим врачам овладеть методикой клинического обследования и будет полезным педиатрам в начале их самостоятельной врачебной деятельности.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+