Из раздела о логический анализ вопросов и ответов, видимо, надо начинать учебник о правилах обработки информации и, в частности, о правилах мышления (то есть учебник логики). Ведь абстрактное мышление, то есть мышление с помощью знаков, происходит путем вещания, путем диалога. Это речь человека самой с собой. Оно происходит единственным способом - в виде вопросов и ответов на них. Человек сам себе задает вопросы и отвечает на них. До определенного возраста ребенок мыслит вслух. Затем его учат мыслить, т.е. общаться с собой мысленно, без озвучки знаков. Подобно тому, как спокойствие - это лишь частный случай движения, т.е. состояние отсутствия взаимных изменений в множестве объектов, имеющих одинаковые параметры движения, так и монолог не является чем-то, что существует самостоятельно. Каждый монолог - это ответ на какой-то вопрос, то есть на самом деле каждый монолог - это фрагмент общественного диалога. Как нечто самостоятельное монолог существует лишь как вид литературного произведения. Итак, вопрос - это то, с чего начинается разговор человека самой с собой, т.е. абстрактное мышление. Вопрос является движущим фактором мышления.

При мышления мстою формулировки вопросов является актуализация запроса на получение информации, то есть тогда вопрос формулируют исключительно в информационных целях. В случае коммуникации вопрос можно формулировать также в связи с другими целями. Например, мстою вопросам о каком-то человеке может быть влияние па тех, кто его окружает, или влияние па же этого человека. Скажем, целью вопрос может быть актуализация определенной информации для унижения или возвышения кого-то или с целью вызвать определенную (положительную или отрицательную) реакцию у того, о ком идет речь в этом вопросе.

Вопрос - это последовательность знаков, содержанием которых является запрос на получение знаний. Итак, структура вопроса должна содержать по крайней мере два элемента: ту часть вопросительного выражения, в которой зафиксировано, какую информацию необходимо получить, и собственно запрос (побуждения к предоставлению знаний). Чтобы формально записать вопросы, сравним вопросы и утверждения:

Он идет домой. Он идет домой?

Легко увидеть, что оба эти предложения содержат одинаковые слова. Однако очевидно, что не вся информация зафиксировано словам, поскольку адресат речи безошибочно определяет, что в одном случае утверждают, а в другом - спрашивают. Это делают и в том, и в другом случае с помощью интонации (в устной речи) и путем восприятия последнего знака в предложении точка или знак (в письменной речи). Время информация, обозначенную видоизменением интонации, можно выразить словами. В таком случае рассматриваемые предложения можно записать в таком виде:

Истинно, что он идет домой. Идет ли он домой?

Каждое из предложений дополненное словом, которое надо было бы фиксировать в случае логического анализа отдельным символом. Итак, если выражение (сам его содержание) обозначать строчными буквами латинского алфавита (р, д, г, в ...), то для формальной записи утверждений надо бы к символу высказывания добавить символ акта утверждению. Этот символ, т.е. предикат истинности, надо добавлять во всех утверждениях, поскольку человек действием утверждению всегда дает информацию как истинную. Подобно этому, в вопросительных высказываниях к символу, которым обозначают слова, надо всегда добавлять символ запроса на получение информации. Если выражение "Он идет домой" обозначить символом р, то рассматриваемые утверждения и вопросы можно записать:

Ир.? Г.

Вместе логики поступают так. Каждый дополнительный символ затрудняет восприятие. Если речь идет о моделировании соображений, их автоматический анализ, то нужно обозначать все компоненты мысли. Таким образом, при анализе утверждений надо было бы у всех утверждений ставить этот логический термин истинности, усложнило бы восприятие. Поэтому, исключительно с целью облегчения восприятия, этот знак у символов высказываний г, г, 5 не ставят, и в итоге этими буквами в логике утверждений обозначают утверждения.


Подробные сведения о вопрос дает выяснения видов вопросов. Прежде всего вопрос разделяют на открытые (дополню-ные) и закрытые (уточняющие).

Закрытый вопрос - это вопрос того, истинным или ложным есть определенный выражение. Например, Правда, что Солнце вращается вокруг Земли? В этом случае возможны только три варианта ответа (истинно, ложно, неизвестно). В отличие от этого, в дополняющих вопросах формулируют запрос не на выяснение того, истинным или ложным есть определенный выражение, а на получение недостающей информации. Например, "Кто открыл Америку?".

Так называемые риторические вопросы действительности не являются вопросами, это вид утверждений. Например, вопрос "А кто не хочет обладать высокой зарплаты?" тождественно утверждению "Все хотят иметь высокую зарплату". В этом случае вопрос задают так: истинно количественно неопределенное утверждение о том, что существуют такие, кто не хочет высокой зарплаты. Поскольку отрицательный ответ на этот вопрос очевиден, т.е. количественно неопределенное утверждение "Существуют такие, кто не хочет высокой зарплаты" ложно, то истинным должно быть утверждение, противоречащее ему, т.е. "Все хотят иметь высокую зарплату".

В практике коммуникации часто можно встретить косвенные вопросы. Скажем, в случае, когда предполагают, что тот, от кого хотят получить определенную информацию, не будет желания подать эту информацию, то вопросы возникают не непосредственно о том, что интересует, а о том, на основании чего можно сделать вывод о том, что интересует.

В процессе преподавания, объяснение кому-то чего-то, в случае обучения решению задач часто возникает необходимость поставить вопрос, направит поиск в этом направлении, в котором можно получить решение задачи. В таком случае вопрос "Какие признаки имеет такой-то объект?" не направляет поиск в каком-либо направлении. Чтобы быть наводящим, вопрос должен содержать определенную информацию о том, на признаки какого типа нужно обратить внимание. То есть, чтобы вопрос вызвал нужную мысль, оно должно иметь следующий вид: "Каковы проявления признаков в таком-то аспекте?". Цель отводящего вопрос противоположной - усложнить решение задачи.

Вопросы можно разделить также на простые и сложные. Сложные вопросы, в отличие от простых, является сочетанием нескольких вопросов. Скажем, вопрос "Кто открыл Америку?" является простым, тогда как вопрос "Кто и когда открыл Америку?" является сложным. Очевидно, что па один сложный вопрос нужно дать несколько ответов (согласно тому, сколько простых вопросов содержится в сложном).

Вопрос может быть некорректным. Например, некорректными есть вопросы по ложной информационной основанием. Истинную ответ на такие вопросы дать невозможно. Например, когда кто-то спрашивает "Вы знаете, кто на самом деле правит миром?", То адресата вопросы побуждают дать утвердительный или отрицательный ответ. В обоих случаях, если адресат вопросы дает ответ на такой вопрос, это означает, что он согласен с информационной основанием вопросы (что миром кто-то руководит; распространившаяся одна мысль о руководителях миром, а на самом деле это не так). Если же возникают сомнения в информационной основании вопрос, то прежде чем решить, давать на него ответ или нет, надо дать ответ на вопрос, истинна та информация, которая стала основанием вопрос. Например, нужно, прежде всего, выяснить, действительно ли миром кто-то управляет: если так, то в каком смысле такой вопрос можно считать корректным, а в каком - нет (или в прямом или в переносном) и др.. Следовательно, в такой ситуации надо, прежде всего, обосновать, можно согласиться с таким вопросом, с той информацией, и если да, то только тогда отвечать на него.


Примером некорректного вопрос может быть древнегреческий софизм (дословно "хитрость"): ты продолжаешь бить своего отца? Как в случае утвердительного, так и в случае отрицательного ответа ответчик соглашается с тем, что он раньше бил своего отца. Если тот, к кому обратились с таким вопросом, не бил своего отца, то он не должен отвечать, а указать, что вопрос содержит ложное знание, такими вопросами на него клевещут.

К некорректным следует отнести также спорные вопросы (например, может всемогущий бог поднять камень, который не может поднять никто?), Неоднозначные вопросы.

Чтобы уметь мыслить сознательно, надо, в том числе, уметь сознательно формировать вопросы, систематически их проявлять. Вопросы возникают вследствие обнаружения каких-либо несоответствий между знаниями.

Одним из примеров несоответствия является несоответствие между полнотой знаний об одном объекте и полнотой знаний о другом, похож на него. Например, на начальных этапах познавательной деятельности о таком предмете, как камень, человек мог получить знания с помощью всех органов чувств. Одновременно о других визуально воспринимаемые предметы (Солнце и другие космические тела) человек не имел возможности получить знания всеми органами чувств (например, об этих предметах человек не мог получить знаний, получаемых тактильным путем, т.е. прикосновением). Поэтому встал вопрос - какова субстанция Солнца?

Подобные противоречия можно выявлять систематически и автоматически. Для этого нужно иметь типологию предметов с соответствующими множествами типов признаков, присущих этим предметам. В случае выявления отсутствия знаний о наличии или степень проявления тех или иных признаков, которые должен иметь конкретный узнаваемый предмет, возникают соответствующие вопросы по получению соответствующих знаний. Для решения проблемы автоматического обнаружения признаков, основанного на изложенном принципе, надо иметь классификацию материальных предметов, а также систему признаков и их проявлений, т.е. систему философских категорий.

Еще один вид несоответствия между знаниями (что приводит к возникновению вопросов) - несоответствие между разными знаниями об одном и том же объекте, полученными путем рассуждений. В таком случае возникает вопрос - какое из этих знаний является адекватное действительности.

Ответ - это утверждение, которое содержит информацию, запрос на получение которой сформулировано в вопросе. Информационная основание вопрос, есть то знание, которое содержится в вопросе, будет субъектом утверждения-ответы (об этом утверждать в ответе). Искомое знание, то знание, по уведомлению которого сформулированы запрос, будет предикатом утверждения-ответы.

Если ответ на определенный вопрос содержит другую информацию, чем та, запрос на получение которой сформулировано в вопросе, то это ответ не по существу. Такой ответ, даже если она истинна, не является правильной.

Неполная ответ, то есть такая, которая содержит часть искомой информации, может быть как правильной, так и неправильной. Если, отвечая на вопрос, перечислить возможные варианты ответа, и эти варианты не являются очевидными, т.е. содержат какую-то новую информацию, то такой ответ можно толковать как неполную. Такой ответ дает определенные знания, используя которые можно получить правильный ответ. Вместе если подобный перечень не содержать новых знаний, то ответ будет неправильная, поскольку не дает новых знаний. Скажем, если на вопрос "что с больным?" ответить "он живой или мертвый", то субъект запроса не получает никаких новых знаний по проблеме, которая его интересует.

Если искомое в вопросе знания не содержится непосредственно в ответе, но не может быть выведено из нее, то такой ответ является косвенным.

В некоторых случаях часть тех базовых знаний, содержащихся в вопросе, есть истинная, а часть - ложная. В таком случае нужно давать два ответа. Пусть, например, кто-то спрашивает "Согласны ли Вы, что этот тяжкое преступление совершило лицо А?" и ответчик соглашается с тем, что преступление действительно совершило лицо А, однако не соглашается с тем, что это тяжкое преступление. В таком случае на вопрос нужно давать два ответа, в одной из которых согласиться с виной лица А, а в другой - не согласиться со степенью тяжести преступления.

Как получить ответ на сформулированный вопрос? Есть такие главные пути получения ответов:

1. Получить искомое знания с помощью органов чувств. Например, чтобы ответить на вопрос "идет дождь?", Достаточно взглянуть на пространство, открыт для дождя, и полученное органами чувств вербализовать (выразить с помощью слов).

2. Получить искомое знание на носителях знаний. Искомые знания могут быть отражены в различном виде в определенных предметах, которые можно назвать носителями знаний. Это может быть память человека, печатное издание, электронный или любой другой носитель информации. Скажем, на вопрос: "Есть птицы, которые не летают?", Можно получить ответ из знаний, которые есть в памяти. Одновременно в памяти человека знания содержатся в виде образов (например, в виде визуальных образов) и в виде знаков, то есть в словесном виде. Итак, чтобы сформулировать ответ на упомянутый вопрос, можно последовательно воспроизвести в своем воображении образы всех птиц, которых мы воспринимали прямо или косвенно (в телевизоре или на рисунке), и одновременно давать ответ на вопрос: "каждый из них летает?". Если мы наткнемся на образ такого птицы, о котором знаем, что он не летает, или которого в полете не воспринимали, то это будет основанием для формулирования ответа. С другой стороны, знание о способности птиц летать мы можем помнить в абстрактном виде, то есть в форме предложений, вспоминаем, актуализируем в соответствующей познавательной ситуации. Например, человек помнит предложения "Чего не положил, не бери", "Не все то золото, что блестит", помнит значительное количество знаний, усвоенных во время обучения в виде предложений, помнит в виде предложений те знания, с которыми имеет дело чаще всего в профессиональной деятельности.

3. Получить искомое знание путем рассуждений, то есть либо путем дедукции (путем оприявнення одних знаний из других; дедукция - это формулировка в явном виде тех знаний, которые уже есть в неявном виде), либо путем формирования предположений. Примером формирования ответа путем дедукции такая познавательная ситуация. Если человек находится на первом этаже, а напротив высокий дом и через окно не видно неба, то в случае падения дождя на вопрос "Есть ли на небе облака" этот человек без интеллектуальных усилий даст утвердительный ответ. Время эти знания она получила не от органов чувств (глазами она не воспринимает неба), эти знания выведен на основании знания условной связи, известного человеку ("Если идет дождь, на небе есть облака (ведь дождь - из облаков)") .


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+