Этот метод похож на предыдущие, однако есть несколько сложнее. Прежде целесообразно сравнить конкретные примеры рассуждений методом аналогии с примером соображений методом абдукции. Пусть субъект познания стремится сформировать предположение о Солнце. Когда он рассуждает методом аналогии, то рассуждения выглядит так: поскольку Солнце, подобно огню от костра, является источником света и тепла, может быть, Солнце также огнем. При соображений методом абдукции рассуждения имеет следующий вид: Солнце, подобно огню от костра, является источником света. Возможно, Солнце является огнем. Однако огонь является источником тепла, поэтому и Солнце должно быть источником тепла. Различие между этими формами рассуждений является более наглядна, если принять, что это второе признак человек не воспринимает непосредственно, для этого нужно выполнить специальные познавательные действия. В таком случае схема формирования предположений такова: поскольку предмет 1 подобный предмета 2 по одним признакам (К, Ь) 9 то он может быть подобным и по другим признакам (М); время эти признаки (М) является условием наличия еще других признаков (ГУ), о наличии которых у предмета 1 субъект познания знает; поэтому у предмета 2, возможно, также и признак-условие (М), и признак-следствие (. / V) - об этом субъект познания не знает, но не может узнать.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+